Деление на слоги в русском языке. Что должен уметь дошкольник перед делением на слоги
1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются
более звучными по сравнению с согласными звуками. Именно гласные звуки образуют
слоги, являются слогообразующими. Слог - это один звук или несколько звуков,
произносимых одним выдыхательным толчком воздуха: во-да, на-у-ка.
В слове столько слогов, сколько гласных звуков.
Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки
«тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.
2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): ободок - о-бо-док; страна - стра-на; ночник - но-чник; миниатюра - ми-ни-а-тю-ра. Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного.
3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.
Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на.
Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер.
Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в
конце слова: но-чник (первый слог открытый, второй - закрытый), о-бо-док (первые
два слога открытые, третий - закрытый).
В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный
или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему
слогу: но-чник, ди-ктор.
В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные
[й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные): май-ка, Сонь-ка,
со-лом-ка.
4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например:
изжить [иж:ыт’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить
.
Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению
на слоги.
То же самое можно проследить на примере глагола уезжать, в котором сочетание
согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет -
у-е-зжать
, а деление слова для переноса - уез-жать
.
Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся
на -тся, -ться.
Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением
на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук
[ц].
При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу:
ви-ться, жмё-тся.
5. При сочетании нескольких согласных в середине слова: два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-ттечь, да-нный; два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша-пка, ра-вный. Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный): буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й: мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.
" . Для того, чтобы взрослые и дети могли вспомнить и закрепить правила русского языка была придумана специальная программа, которая позволяет быстро делить слова на слоги
Слог
- это один звук или несколько
звуков,
произносимых одним выдыхательным толчком воздуха:
го-ра, ма-ши-на.
Правила деления слов на слоги в русском языке
1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.
- В слове столько слогов, сколько гласных звуков . Гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими.
- Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «прикрепляются» к гласным, образуя вместе с гласными слог.
2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): оборона - о-бо-ро-на; строка - стро-ка; Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного.
3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.
- Открытый слог оканчивается на гласный звук: го-да, сте-на.
- Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сок.
- В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-ски, ди-кта-тор.
- В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные): май-ка, Сань-ка, сим-ка.
4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить [иж:ыт’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить . Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги. То же самое можно проследить на примере глагола уезжать , в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет - у-е-зжать , а деление слова для переноса - уез-жать .
Внимание!
- Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц].
- При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся .
5. При сочетании нескольких согласных в середине слова:
- два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-ттечь, да-нный;
- два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша-пка, ра-вный. Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный): буквыр, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й : мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка
Учителя и психологи в последнее время все чаще говорят о возможности обучать ребенка чтению не ранее четырех-пяти лет. К пяти годам ваш малыш уже может хорошо разговаривать, слышит звуки, ему интересно в игре экспериментировать с ними. Родители через игру должны помочь ребенку освоить нелегкие навыки чтения.
На прилавках книжных магазинов можно найти великое множество красочной литературы, обещающей познакомить вашего ребенка с таинственным миром букв и научить его читать по слогам. Но открывая такие книги и перелистывая страницы, чувствуешь сплошное разочарование. На первых страницах авторы располагают буквы, правда красивые, а потом идет предложение сложить эти буквы в слоги. И все. Но как малышу научиться читать по слогам?
Прежде всего, необходимо запастись терпением родителям. Каждую свободную минутку посвящайте игровым занятием с ребенком. Просите его повторять за вами всевозможные звуки, изображайте вместе с ним гудок паровоза или гогот гусей, мычание коровы или блеянье овец. Родителям здесь хватит места для творческой фантазии.
Переходя к изучению букв, запомните один ценный совет. Не заучивайте с ребенком буквы «Эм», «Эн» и так далее. Учите малыша произносить «М», «Н». Почему? Как ваш малыш поймет соединение букв «Эм» и «А» в слог «МА». А вот буквы «М» и «А» ему уже легче будет представить вместе.
Для ребенка проще всего будет заучивать в игре слоги-слияния. Для этого вам много раз придется произносить слоги. Постепенно ребенок научится находить слог в называемых вами словах. А потом через игру ребенок сам будет находить слог, нарисованный на карточке и уверенно его произносить.
Все обучение проходит через игру. Играть можно в музыкальную игру: попросите ребенка помочь спеть песенку двум буквам, которые недавно встретились. Попросите малыша привезти на машинке кирпичики: КА, КУ, КЕ. Играть с ребенком можно где угодно, при этом он постепенно будет запоминать слоги, а потом научится читать по слогам.
Сложнее придется с изучением обратных слогов. Нужно своевременно предупредить неверное чтение ребенком слогов и указать различия в чтении слогов, состоящих из одних букв: МА–АМ, РА–АР, НА–АН, ПА–АП и так далее.
Дети, которые не запоминают слоги, а видят в них лишь буквы, очень длительное время не могут подойти к слоговому чтению, чтению слов, что впоследствии не дает долго увеличить скорость чтения в школе.
Статья была посвящена теме "Деление на слоги" .
Слоги - это части, на которые слово делится в процессе устной речи. Когда мы произносим слово, то получается несколько выдыхательных толчков воздуха - это как раз и есть произношение по слогам: ко-шка. Два толчка воздуха при выдыхании - два слога: во-да. 3 толчка воздуха - три слога: на-у-ка.
В слове выделяют такое количество слогов, сколько в нем звуков из голоса, то есть гласных: лист - 1 слог, но-ра - 2 слога. В слоге может быть самое разное количество букв, но одна обязательно должна быть гласной.
В слове может быть разное количество слогов. Бывают односложные, двусложные, трехсложные слова и многосложные слова: лист (1 слог), но-ра (двусложное слово), у-е-зжать (трехсложное).
Слог может состоять из одного гласного звука или сочетания гласного и согласного: а-ба-жур. Даже один гласный звук - это уже слог. А вот один согласный не является слогом. Как же разделить слово на слоги? Важно понять главный принцип: если в слог входят гласный и согласный звуки, то начинается он всегда с согласного: но-чник, стра-на.
Как разделить слово на слоги при стечении согласных
Как разделить слово на слоги, если в середине рядом стоит несколько согласных? Как правильно разбить слово по слогам: кош-ка или ко-шка? Нужно осознать принцип так называемой большей звучности. Он соблюдается во втором случае. От согласного - к гласному. Сначала идет глухой звук, потом звонкий согласный, и в конце гласный - шка. Первый слог оканчивается гласным (ко). Такие слоги называют открытыми. Их у нас намного больше, чем тех, которые оканчиваются согласными: стол, стул (их именуют закрытыми слогами).
В середине слова слог обычно является открытым, то есть заканчивается на гласный звук: стра-на. Согласно принципу повышения звучности, все согласные отходят в большинстве случаев к последующему слогу: ко-шка.
Если в середине слова сочетаются несколько согласных, то все согласные, идущие за гласным, отходят к последующему слогу: о-ттечь. Это могут быть одинаковые согласные или просто сочетания разных согласных: о-ттечь, ша-пка, ко-шка.
Исключение из этого пункта: на согласный заканчиваются только те слоги в середине слова, которые заканчиваются на непарные согласные звонкие звуки (их называют очень звонкими, сонорными): [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’]: май-ка, Сань-ка, ман-ка.
Если в слове в один звук сливается несколько звуков, то все они отходят к одному слогу: жу-жж(Ж)ать, отвлека-ться (ЦА). В этих случаях нельзя путать деление на слоги и морфемное деление для переноса слова: например, по слогам делим о-ттечь, это же слово для переноса делим так - от-течь.
Зачем уметь делить слово на слоги
Выделение слогов важно для правильного переноса слов, слоговой принцип - основной в грамотном переносе, хотя и не единственный. Важны оба умения: выделение в слове слогов и умение находить морфемы (значимые части слова), потому что слоги и морфемы во многих случаях не совпадают. Слог не является приставкой или корнем, суффиксом.
Деление на слоги происходит при произнесении слова. А деление слова на части необходимо для написания слова, то есть для написания букв в приставках, корнях, суффиксах.
Выделение морфем (приставок, суффиксов, корней) и слогов - это два разных действия, два разных принципа, на основании которых проводится грамотный перенос слова.
К примеру, перенося слово по слогам, нужно одновременно видеть корень, приставку, чтобы, к примеру, не оторвать первую и последнюю букву корня или не разорвать односложную приставку.
Есть целый ряд правил переноса, который опирается на умение делить слово на слоги и морфемы одновременно. Поэтому нужно уметь делать одно и другое.
Перечислим правила деления слов на слоги, которые есть в учебниках и обучающей литературе. Определение слога в русском языке, виды слогов и общие подходы к выделению слогов в словах описаны на главной странице сайта.
Сперва отметим три важных момента.
- Правила деления различаются в школе (традиционная программа) и в институте (программа углублённого изучения).
- Правила могут различаться в разных школьных программах.
- Фонетический слог следует отличать от слога для переноса.
На нашем сайте делается ориентир на Московскую фонологическую школу, в частности используются правила краткого теоретического курса для школьников Литневской Е.И. Кроме этого даются материалы школы с углублённым изучением русского языка, в том числе филологических факультетов.
Традиционная школа
В традиционной школе всё просто. Сколько гласных, столько и слогов, а как ребёнок разделит, не важно (лишь бы красиво звучало и ребёнку было понятно). Как бы школьника не научили делить на слоги, это нигде не отразится: ни на ОГЭ, ни на ЕГЭ (там таких заданий нет). Перечислим три простых правила школьной программы.
- Слог образует гласный звук:
сте-на, ба-ран (с-тена, бара-н — неправильно) . - Слог начинается с согласного, который стоит перед гласной:
мо-ло-ко, ко-ра (мол-око, кор-а — неправильно) . - Буквы ь, ъ (которые не означают звуков), й нельзя отрывать от предыдущего слога:
лай-ка, конь-ки, подъ-езд (ла-йка, кон-ьки, под-ъезд — неправильно) .
В традиционной школе допускается вариативность : со-лнце или сол-нце, ко-мпью-тер или ком-пью-тер.
Школа углублённого изучения
Помимо трёх вышеуказанных правил есть дополнительные в школах углублённого изучения русского языка.
- Глухие согласные отходят к следующему слогу:
то-чка, мо-шка (в традиционной школе верно также: точ-ка, мош-ка) . - Звонкие согласные ([й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’]) с последующим шумным согласным отходят к предыдущему слогу:
кор-ка, бул-ка (в традиционной школе верно также: ко-рка, бу-лка) . - Согласные буквы, образующие один звук, нельзя разносить в разные слоги. Один звук образуют сочетания зж [ж:], тся, ться [ц:].
у-е-зжать, но-си-тся, де-ла-ться (в традиционной школе верно также: у-ез-жать, но-сит-ся, де-лать-ся) . - Сдвоенные согласные в середине слова относят к следующему слогу:
кла-ссный, хо-ккей, те-ннис (в традиционной школе верно также: клас-сный, хок-кей, тен-нис) .
Правильный вариант деления тот, что соответствует перечисленным правилам. В традиционной школе любой вариант можно считать правильным.
Программа института
Слоги делятся по восходящей звучности. Каждый звук имеет звучность от 1 до 4: 4 - гласные, 3 - сонорные, 2 - шумные звонкие, 1 - шумные глухие. Конец слога должен быть с максимальной звучностью (цифра 4): ко-ле-со (14-34-14), ко-мпью-тер (14-31 4-143).
Для сонорных есть правила.
- Сонорные между гласными относят к следующему слогу: ка-рман (14-3343). Допускается вариант: кар-ман (ошибки не будет).
- Если есть сочетание сонорного и шумного, то раздел ставится между ними: пар-та (143-14).
- Й всегда остается с предыдущим слогом: тай-на (143-34).
Эти правила изучают в высших учебных заведениях, однако в последнее время наблюдается заимствование институтской программы школами, особенно в классах с гуманитарным уклоном.