Контакты

Что такое валеология определение. Что такое валеология и валеологическая культура

(Valeo, греч. - здравствовать, быть здоровым) - наука об индивидуальном здоровье, методах его поддержания и укрепления. Впервые термин введен И.И. Брехманом (1982 г.). Валеология является интегративной наукой, так как используют результаты различных отраслей медицины, психологии, философии и др. Первая кафедра Валеологии создана одним из основоположников развития этой науки д.ф.н., д.м.н., академиком Петровской академии наук В.П. Петленко на базе Ленинградского государственного института для усовершенствования врачей, ныне Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования. В настоящее время предмет Валеология введен в программы обучения школ, средних и высших специальных учебных заведений. В Новгородском государственном университете приказом ректора с 1995 г. предмет "Валеология и основы медицинских знаний" является обязательным для всех направлений и специальностей немедицинского профиля.

ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЬЕ?
Существует много определений этого понятия, смысл которых определяется профессиональной точкой зрения авторов. Наиболее философское, всеобъемлющее и наименее конкретное определение принято ВОЗ в 1948 г.: "Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов". С физиологической точки зрения определяющими являются следующие формулировки:
Индивидуальное здоровье человека - естественное состояние организма на фоне отсутствия патологических сдвигов, оптимальной связи со средой, согласованности всех функций (Г.З. Демчинкова, Н.Л. Полонский);
Здоровье представляет собой гармоничную совокупность структурно-функциональных данных организма, адекватных окружающей среде и обеспечивающих организму оптимальную жизнедеятельность, а также полноценную трудовую жизнедеятельность;
Индивидуальное здоровье человека - это гармоническое единство всевозможных обменных процессов в организме, что создает условия для оптимальной жизнедеятельности всех систем и подсистем организма (А.Д. Адо);
Здоровье - это процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни (В.П. Казначеев).

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ?
Для оценки состояния здоровья населения, или уровня общественного здоровья, используют различные показатели: демографические (рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни), показатели заболеваемости, болезненности, инвалидизации и др. Определение уровня здоровья индивидуума в основном базируется на оценке соматического здоровья, что включает, в первую очередь, оценку физического развития и функционального состояния организма, т.е. состояния основных физиологических резервов. Для практической валеологии большой интерес представляют скрининговые методики, позволяющие с помощью относительно простых тестов и показателей физического развития оценивать состояние здоровья испытуемого. Некоторые из них имеют компьютерные варианты, что дает возможность оперативной обработки результатов обследования достаточно больших контингентов и организации мониторинга здоровья.

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ЗДОРОВЬЕ?
Здоровье человека - результат сложного взаимодействия социальных, средовых и биологических факторов (Robbins, 1980). Считают, что вклад различных влияний в состояние здоровья следующий:

  • наследственность - 20%;
  • окружающая среда - 20%;
  • уровень медицинской помощи - 10%;
  • образ жизни - 50%.
В развернутом варианте эти цифры, по мнению российских ученых:
  • человеческий фактор - 25% (физическое здоровье - 10%, психическое здоровье - 15%);
  • экологический фактор - 25% (экзоэкология - 10%, эндоэкология - 15%);
  • социально-педагогический фактор - 40% (образ жизни: материальные условия труда и быта - 15%, поведение, режим жизни, привычки - 25%);
  • медицинский фактор - 10%.
ЗАВИСИТ ЛИ УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ ОТ МАТЕРИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ?
Уровень материального благополучия несомненно оказывает значительное влияние на образ жизни. Простой здравый смысл и результаты исследований свидетельствуют о том, что сохранение и укрепление здоровья возможно только при условии удовлетворения базовых жизненных потребностей. не случайно, первые этапы повышения показателей средней продолжительности жизни в развитых странах были напрямую связаны с экономическим ростом и улучшением благосостояния людей. В настоящее время, в экономически развитых странах 6-10 кратный разрыв в среднедушевом доходе крайних в социально-экономическом отношении групп населения ведет за собой 3-4 кратную разницу в показателях здоровья. Лица с меньшими доходами чаще болеют, реже прибегают к профилактической помощи, имеют более высокие показатели смертности. Группы населения с высоким доходом чаще используют профилактические виды медицинской помощи. Однако, по достижению определенного материального благополучия (доходы среднего класса) на здоровье населения в целом и каждого конкретного человека, в первую очередь, начинают влиять не столько сами материальные возможности, сколько характер их использования в интересах здоровья. Последнее, в значительной степени, зависит от уровня образования. При сравнении одинаковых возрасто-половых групп показано, что смертность лиц с высоким уровнем образования в 1,5-4 раза ниже, чем в группах с более низким уровнем образования. Убедительны также данные о различиях в средней продолжительности жизни. Считают, что большая продолжительность жизни лиц с более высоким уровнем образования связана, в первую очередь, с более рациональными стереотипами поведения и, кроме того, с характером труда. Образование матери прямо влияет на уровень младенческой смертности; в крайних вариантах (университет, незаконченная средняя школа, неграмотные) показатели смертности младенцев различаются более чем в 4 раза.

"Откуда же взялась новая наука? Где она успела сформироваться? Каковы её цели и задачи? Кто её создатели? Каков предмет и в чём новизна её методов? В чём заключается её практическое значение?"

Ответы на все эти вопросы, вы найдете в этой статье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В А Л Е О Л О Г И Я

Появился новый предмет - "валеология". Официально валеология - это "наука о здоровье". Она преподает правила гигиены, здорового образа жизни, основы экологической грамотности.Это и есть наука, занимающаяся разработкой теории индивидуального здоровья.

"Откуда же взялась новая наука? Где она успела сформироваться? Каковы её цели и задачи? Кто её создатели? Каков предмет и в чём новизна её методов? В чём заключается её практическое значение?"

Существует два мнения по этому вопросу.Расскажу о первом.

1 .» В здоровом теле –здоровый дух»»

здравый смысл подсказывает, что привлечь ребёнка к собственному "здравостроительству" можно лишь в том случае, если будут учтены три аспекта решения проблемы.

Во-первых , ребёнок должен получить и усвоить информацию о том, что хорошо для здоровья и что плохо.

Во-вторых , аспект воспитательный - формирование у школьника мотивации к тому, чтобы сохранять и укреплять своё здоровье.

И третий аспект - чисто практический, в котором нужно предусмотреть хотя бы минимум оздоровительных мероприятий:

полноценное физическое воспитание,

рациональное и достаточное питание,

Формирование оптимального психологического климата в саду и в школе.

Все практические мероприятия должны проходить на фоне постоянного мониторинга ("измерения") уровня здоровья.

Только этот показатель даст нам достоверную информацию - правильны ли наши действия, в нужную ли сторону направлены наши усилия.

Валеология в детском саду.

Предметом валеологии является индивидуальное здоровье человека как категория качества жизни. Валеология ставит своей целью обучение человека гигиеническим правилам восстановления, укрепления, совершенствования здоровья и привитие таких навыков.

Появились разработки методик,упражнений,игр для детей.Это все здорово!Но это еще не все. Существует еще одно мнение о валеологии.

2 мнение

Ребенку внушается, что "здоровье - главная ценность человеческой жизни". Не душа, не любовь к ближнему, не Родина, не Бог, не достижения культуры и разума наконец, но именно физическое здоровье. Высшая ценность, вкладываемая в ребенка новыми валеологическими программами, - "осознание себя, которое лучше начать со строения собственного тела". Детей учат любоваться своим телом и любить его! Человек живет ради своего здоровья, в нем "главная ценность жизни". Учебные пособия по валеологии призывают детей "изучать свой организм", "прислушиваться к своему организму", "говорить о болезнях", непрерывно вслушиваться к ощущениям в печени, в кишках, в носу. Развивать у детей излишнюю мнительность вряд ли разумно. Концентрация внимания на теле в период воспитания чувств - грубейшее нарушение возрастной психологии и физиологии. Из-за фиксации на организме у школьников скорее будут развиваться неврозы, чем улучшится здоровье. В итоге так называемые "оздоровительные программы" не только не выполнят декларируемую цель, но будут способствовать дальнейшему ухудшению здоровья детей.

Русские люди всегда славились своим здоровьем, выносливостью и силой. Примеров тому не счесть.Сам уклад жизни россиян - умеренное питание (с соблюдением постов), бани, закаливание, физический труд - способствовал здоровью, которое, безусловно, очень важно. В последнее время в школах и во многих вузах был введен новый предмет - валеология. Буквально это слово означает "здоровый образ жизни". Программы по валеологии заставили насторожиться и родителей, и педагогов. Это и неудивительно - они учат буквально всему: от сексологии, правил ухода за волосами, кожей, о кишках, стрижке ногтей до интимной гигиены

Пожалуй, самое настораживающее в содержании валеологии - это те ценности и приоритеты, которые она прививает ребенку.

- "Здоровье прежде всего". Вопреки отечественной традиции воспитания высокодуховной личности, валеологами (или, по их утверждению, "оздоровителями") ведется настоящая фетишизация тела.

Валеология, претендующая на статус научной дисциплины, имеет весьма расплывчатое представление о своем предмете. Валеология подается как наука о здоровом образе жизни. Мотивы введения нового предмета вроде бы ясны: сегодня наблюдается резкое ухудшение здоровья наших граждан, особенно детей. Приходя в школу, дети скоро становятся больными. О каком уж тут обучении вести речь? В связи с этим выдвинута одна из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования-« Сохранение и укрепление здоровья детей, учащихся и студентов, формирования у них ценности здоровья и здорового образа жизни".

Так о чем же этот предмет - о здоровье или о здоровом образе жизни? Если о здоровье, так за ним призваны наблюдать медики, в задачу которых входит и профилактика заболеваний, включающая обязательное просвещение населения. "Нет, - говорят валеологи, - наша наука не медицинская, а педагогическая". Образование же предполагает, что обучаемому будет преподан некоторый образ жизни, жизненный идеал, исходя из которого человек должен уяснить смысл своего бытия, ради чего следует жить, к чему стремиться.

Каким же идеалам учит валеология? Прежде всего - жить ради тела. Знакомство с программами по валеологии, предлагаемыми и будущим педагогам, и детям, показывает, что для данной науки человек в первую очередь есть тело. О человеческой душе здесь прямо ничего не говорится, хотя ее наличие, как мы далее увидим, подразумевается.

"здоровье - самая большая ценность, данная человеку Природой"-ГОВОРЯТ ВАЛЕОЛОГИ. Если бы речь шла о телятах и поросятах - то эта фраза была бы верна. Но стоит ли высшую ценность человеческой жизни видеть в чисто физиологическом благополучии? Нет, не здоровьем вошли в историю Рублев и Достоевский, Ломоносов и Владимир Соловьев. Не Шварценеггер - самый ценный и самый одаренный из людей...

Надо помнить, что "тело - храм души". И мы всегда провозглашаем главенство духовного в целостной структуре человека.

Откуда появилась валеология?Что,разве не было уроков физкультуры в садах и школах?Не было разработано игр,направленных на развитие физической культуры?Все это было,но теперь это стало валеологией.Под эгидой здоровьеразвивающих занятий,уже с первого класса включаются уроки «познай свое тело»,а в старших классах «сексология».Наша задача воспитателей -уметь выбрать из всего методического материала по валеологии то,что не навредит ребенку,ни физически,ни морально.

(для информации)

Предмет и специальность «Валеология» был исключен из базисного учебного плана образовательных учреждений России. Несмотря на скандалы, сопровождающие внедрение валеологии в учебный процесс школ и ВУЗов, она продолжает развиваться.

Подводя некоторые итоги, следует сказать, что валеология:

1. не является наукой, но претендует на выработку мировоззрения, то есть является нетрадиционным учением, а следовательно, по Закону об образовании не должна преподаваться в учебных заведениях;

2. ведет к разрушению сложившейся системы образования и воспитания;

3. оказывает губительное влияние на духовное здоровье детей;

4. покушается на основы семьи, на традиционный нравственный уклад жизни;

5 . формирует культ тела и имеет резко выраженный акцент на вопросах половых отношений. Это приводит к развитию у детей эгоцентризма и эгоизма, нарушению адекватного восприятия окружающего мира, различным психическим и физическим отклонениям;

6. валеология как школьная дисциплина не преподается ни в одной стране мира.


Российский учёный И.И.Брехман одним из первых в новейшее время заострил проблему необходимости разработки основ новой науки и в 1980 г. ввел понятие "валеология" (как производное от латинского … - здоровье, быть здоровым). С тех пор валеология выделилась как самостоятельное научное направление. Её основополагающие позиции можно свести к следующему.

Валеология есть межнаучное направление познаний о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности (Э.Н.Вайнер).

Валеология - наука о закономерностях проявления, механизмах и способах поддержания здоровья (В.П.Куликов).

Центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.

Предметом исследования валеологии является индивидуальное здоровье человека и индивидуальный образ жизни.

Объект валеологии - практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни человек во всём безграничном многообразии его психофизиологического, социокультурного и других аспектов существования.

Цель валеологии максимальная реализация унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддержание на высоком уровне возможностей его адаптации к условиям внутренней и внешней среды.

Основные задачи валеологии:

1. Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека.

2. Формирование установки на здоровый образ жизни.

3. Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья через приобщение к здоровому образу жизни.

В научной литературе существует несколько десятков понятий здоровья. Рассмотрим некоторые из них.

Здоровье - состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения (БМЭ).

Однако, организм на протяжении своего развития не находится в состоянии равновесия с окружающей средой, а меняет все время на протяжении развития формы взаимодействия с окружающей средой.

Здоровье - состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов (Устав ВОЗ, 1968). Однако это скорее идеал, к которому мы должны стремиться, но который не достижим.

Казначеев В.П. считает необходимым относить понятие здоровья не к индивидууму, а к популяции в целом. Здоровье популяции - процесс социально-исторического развития психосоциальной и биологической жизнеспособности.

Р.М. Баевский (1979) определяет здоровье как возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе биологической, психической и социальной сущности человека.

Н.А.Агаджанян (1984) считает, что здоровье представляет собой оптимальное соотношение взаимосвязанных эндогенных ритмов физиологических процессов и их соответствие внешним циклическим изменениям.

А.Г.Щедрина: "Здоровье - это целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели) в процессе реализации генома в условиях конкретной социальной и экологической среды, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции". Тем самым подчеркивается диалектическое единство здоровья и болезни. Даже умирающий человек имеет какую-то часть здоровья. Кроме того, Р.М.Баевским предложено выделять третье состояние - предболезни, занимающее промежуточное состояние между состоянием здоровья и болезни.

В связи со сказанным выделяют:

Здоровье отдельного человека (индивидуума),

Здоровье малых социальных групп (семейное),

Здоровье всего населения.

Понятие здоровья тесно связано с понятием норма.

Норма - интервал оптимального функционирования живой системы (словарь физирол. терм.).

Традиционно норма имеет несколько значений:

1) Среднестатистическая (возрастная) - средняя величина, характеризующая какую-либо массовую совокупность случайных событий, явлений, процессов. Это понятие используется в физиологии и медицине.

Однако, одинаковая величина того или иного показателя у двух организмов разного возраста может определяться разной энергетической стоимостью его поддержания, то есть низкая энергетическая стоимость сочетается с высоко выраженным сопротивлением организма заболеванию и наоборот.

2) Индивидуальная - базируется на понятии генотипа как видовой характеристики признаков, передаваемых по наследству.

3) Идеальная норма - индивидуальный показатель в 20-25 лет, так как в это время минимальная смертность от всех главных болезней.

4) Оптимальная норма - величина физиологических параметров, при которой минимальная смертность (заболеваемость) от болезней, связанных с нарушением этих параметров. Пригодна для любого возраста.

5) Социальная норма - образец поведения.

Согласно взглядам Н.М.Амосова и И.А.Аршавского нормативными показателями здоровье описать невозможно, так как:

а) не выявляется скрытая патология,

б) нет количественной оценки уровня здоровья.

Количество здоровья - сумма резервных мощностей основных функциональных систем.

Резервы мощности - максимальное количество функции, отнесенное к её нормальному уровню (Н.М.Амосов).

Качества здоровья:

Уровень и гармоничность физического здоровья,

Резервные возможности основных физиологических систем,

Уровень имунной защиты и неспецифической резистентности организма,

Наличие хронического заболевания, дефекта развития,

Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок, отражающих духовное и социальное здоровье.

Функции здоровья:

1. Поддерживает определенный уровень жизнедеятельности, биологической и социальной активности.

2. Обеспечивает чувство комфорта.

Компоненты здоровья:

1. Физический компонент - это то, как функционирует организм, уровень его резервных возможностей. Сюда же включается наличие или отсутствие физических дефектов, хронических заболеваний.

2. Психо-эмоциональный компонент - это состояние психической сферы, наличие или отсутствие нервно-психических отклонений, умение понимать и выражать свои чувства, контролировать эмоции, способ выражения отношения к самому себе и окружающим людям.

3. Интеллектуальный компонент - это то, как человек усваивает информацию, использует её, эффективность поиска и накопления нужной информации, обеспечивающей развитие личности и её адаптацию в окружающем мире.

4. Социальный компонент - осознание личности себя в качестве субъекта мужского или женского пола и её взаимодействии с окружающими. Отражает способ общения и отношений с разными группами людей, то есть с обществом.

5. Личностный компонент - как человек осознает себя в качестве личности, как развивается собственное "я", то есть самоощущение и чувство самореализации. Способ самореализации зависит от того, что человек ценит и чего он хочет добиться в своей жизни.

6. Нравственный компонент - это те основополагающие целевые жизненные установки, которые обеспечивают цельность личности, её развитие.

С возрастом изменяется вклад каждого из компонентов в целостное здоровье.

Принципы валеологии. Анализ научной литературы позволяет говорить о следующих принципах валеологии:

1. Рассмотрение сущности индивидуального здоровья с позиций системного подхода (организм человека - открытая биосоциальная система) предполагает конкретное определение его структуры, материального субстрата. Отсюда вытекает принцип структурности.

2. Поскольку человек является частью биосферы, его здоровье нельзя рассматривать изолированно от тех естественных процессов, которые происходят во Вселенной и в биосфере Земли. Поэтому при разработке концепции здоровья необходимо учитывать энергетический и информационный принципы.

3. Принцип познаваемости объекта исследования используется с поправкой на относительность знания в данный момент с соблюдением заповеди "Не наведи!"

4. Принцип детерминизма нацеливает на выявление причинных связей феномена здоровья не только с распознаванием и устранением факторов риска, но и с поиском факторов устойчивости.

5. Принцип развития подразумевает не только учёт особенностей онтогенеза человека, но и динамику стратегии здорового образа жизни в соответствии с меняющимися условиями и достигаемыми результатами.

6. Принцип историзма обязывает к анализу теоретического и практического наследия разных эпох по изучению фундаментальных основ здоровья и ЗОЖ человека.

7. Принцип интегративности - использование методов разных наук, опыта учёных и практиков разных стран, единства теории и практики.

8. На физиологическом уровне основу здоровья составляет гомеостаз - способность организма обеспечивать постоянство своей внутренней среды вопреки внешним изменениям. Согласно принципу гомеостаза, здоровье сохраняется, если поддерживается постоянство внутренней среды организма. И наоборот, оно ухудшается и возникает болезнь, если нарушения гомеостаза носит стойкий характер (В.М.Дильман,1987). Отсюда вытекает такой принцип валеологии как принцип сохранности здоровья, основу которого составляет гомеостаз.

9. Принцип адаптивности. Организм человека на протяжении всего своего развития не находится в состоянии равновесия с окружающей средой. Он постоянно приспосабливается к окружающей среде, реагируя на поступающие из нее раздражители. Поэтому здоровье человека наряду с гомеостазом обеспечивается еще одной фундаментальной способностью организма - адаптацией. Приспособление к новым условиям не проходит для организма бесследно. Оно достигается ценой расходования функциональных ресурсов организма. И если плата за адаптацию выходит за рамки резервных возможностей организма, это приводит к поломке адаптационного механизма и возникновению болезни (Давыдовский И.В.1962, Амосов Н.М.1979 Казначеев В.П.1980,1983 и др.).

ВАЛЕОЛОГИЯ (valeo, латинск. - здравствовать, быть здоровым, logos, греч. - ученье, наука) - наука о здоровье здоровых. Впервые этот термин был введен И.И.Брехманом в 1981-82 году. Несколько позже другие авторы (Ю.П.Лисицин, В.П.Петленко и др., 1987) предложили еще один термин для названия этой науки - САНОЛОГИЯ (от лат. sanus - здоровый). В настоящее время этот термин используется при рассмотрении медицинских аспектов валеологии, т.е. санология - это учение о мерах и механизмах борьбы организма с болезнью, учение о выздоровлении.

Чем вызвано появление еще одной новой науки о человеке и все более и более возрастающая необходимость ее изучения?

Кто-то подсчитал, что человека как комплексную систему ныне всесторонне изучает около 800 научных дисциплин, причем из них почти 500 естественно-научного цикла, остальные - гуманитарные, общественные, технические. При этом, если принять за 100% все знания, накопленные человечеством за всю историю его развития, то около 90% составят сведения о неживой природе и лишь 10% сведений имеют отношение к живой природе, в том числе о человеке - менее 1%. Мы знаем больше про мир, который нас окружает, чем про самих себя, про свой организм.

К тому же в этих науках человек как объект познания рассматривается под различными углами зрения, а потому предметно разорван на много частей (за исключением, возможно, философии). Эти части почти не стыкуются, т.к. представители каждой науки видят в человеке только свой предмет. С этих позиций закономерным следует считать появление валеологии - науки, которая как ни одна другая впитала и впитывает так много данных о многогранном феномене человека из других наук.

Непосредственно здоровьем человека занимается медицина, имеющая многовековую историю и достигшая немалых успехов. Количество врачей в нашем государстве в 2 раза превышает эту цифру во многих развитых странах мира. Но никакая масса врачей не делает наш народ здоровым - статистика безжалостно подчеркивает ухудшение состояния здоровья всего населения Украины:

Наблюдается отрицательный прирост населения (смертность превышает рождаемость, ежегодно численность населения уменьшается на 0,8-1%); к концу 2005 года нас стало менее 47 млн.

За последние 10 лет средняя продолжительность жизни мужчин снизилась на 4,5 г., женщин - на 2 года и составляет примерно 62 года (для сравнения - в Японии люди живут на 15 лет дольше),т.е. можно говорить о депопуляции и вымирании украинского народа. 50% мужчин и 40% женщин не доживают до пенсионного возраста.

Количество родов уменьшилось примерно на 40% (за последние 10 лет), относительно чаще, чем ранее, наблюдаются роды у матерей в возрасте до 14-18 лет (при этом дети рождаются, как правило, с нарушениями здоровья).

Детская смертность - на одном из первых мест в мире.

Материнская смертность при родах возросла в 2 раза за последние 10 лет.

Из 4-х беременностей лишь одна протекает без осложнений, мертворождений - в 2-3 раза больше, чем в Европе, количество недоношенных детей за последние 10 лет увеличилось в 5 раз

Из 10 новорожденных 7 - рождаются с пороками развития.

За 5 лет в 1,4 раза увеличилась заболеваемость девочек-подростков (а это будующие мамы).

Среди школьников здоровым признан только каждый 9-ый (по г.Николаеву)

Растет количество детей-инвалидов (по г.Николаеву -на 9% за год().

Каждая 17-ая женщина продуктивного возраста имеет психо-неврологические нарушения, каждый 6-ой мужчина - хронический алкоголик.

Заболеваемость населения Украины за последние годы (по данным официальной статистики) увеличилась на 27,3%.Основными заболеваниями являются:

1. Сердечно-сосудистые (инфаркт миокарда и др.)

2. Опухоли (80% из них связаны с химическими канцерогенами в окружающей среде)

3. Заболевания пищеварительной системы.

Кроме того, с 1995 года отмечается рост инфекционных заболеваний, в настоящее время на Украине эпидемия туберкулеза, ВИЧ/СПИДа и др.

Возросла заболеваемость эндокринных органов (например, сахарный диабет встречается в 1,6 раза чаще), растет детский травматизм и др.

Современная медицина, являясь преимущественно наукой о болезнях, не отвечает на вопрос: что делать здоровому человеку, чтобы остаться здоровым?

Все это и явилось предпосылками появления самостоятельной науки о здоровье - валеологии.

Валеология возникла на стыке многих наук (медицина, психология, педагогика, гигиена, генетика и др.) и является интегративной науко.

Валеология - это целостная система знаний о формировании, сохранении, укреплении, обновлении и передаче здоровья другим поколениям.

Объект валеологии - здоровый человек и человек в «третьем» состоянии.

Предмет валеологии - индивидуальное здоровье.

Основная цель -максимальное использование унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддержание на высоком уровне адаптации организма к условиям внешней и внутренней среды.

Основные задачи и содержание валеологии:

Разработка теоретических представлений о сущности здоровья, о возрастный и адаптационных возможностях организма;

Разработка методик количественной оценки здоровья;

Изучение факторов здоровья, определяющих состояние человека и его активное долголетие;

Восстановление и оптимизация отношения человека с природой;

Усовершенствование методов лечения пограничных состояний, использование для этого естественных средств;

Разработка методов всеобщего обучения здоровью, воспитание культуры здоровья;

Формирование действенного общественного идеала, в соответствии с которым здоровье есть наивысшая ценность, а здоровый образ жизни - естественная форма поведения.

Валеология принципиально отличается от других наук, изучающих состояние здоровья человека, т.к. в сфере интересов валеологии находится здоровье и здоровый человек, в то время как у медицины - болезнь и больной человек, а у гигиены - среда обитания и условия жизнедеятельности человека.

Как самостоятельная наука валеология заняла определенное место среди других наук Теснее всего она связана с:

Биологией, которая формирует эволюционный взгляд на природу здоровья, создает целостную картину биологического мира;

Экологией, которая формирует знания об аспектах зависимости здоровья от окружающей среды;

Медициной (физиология, гигиена, санология и др.), разрабатывающей нормативы обеспечения здоровья, систему знаний и практической деятельности по укреплению и сохранению здоровья;

Физической культурой, которая определяет закономерности поддержания и совершенствования физического развития и физической подготовленности человека как неотъемлемых характеристик здоровья;

Психологией, изуча.щей психологические аспекты обеспечения здоровья;

Педагогикой, разрабатывающей цели, задачи, содержание и технологии валеологического образования и воспитания;

Социологией выявляющей социальные аспекты поддержания, укрепления и сохранения здоровья и факторов риска здоровья;

Политологией, которая определяет роль, стратегию и тактику государства в оьеспечении и формировании здоровья своих граждан;

Экономикой, обосновывающей экономические аспекты обеспечения здоровья и экономичческой ценности здоровья в обеспечении благосостояния и безопасности государства;

Философией, формирующей диалектическое мировоззрение, что важно в пракильной оценке роли здоровья в человеческом битии;

Культурологией, т.к. существенной частью культуры человека является валеологическая культура;

Историей, которая прослеживает исторические корни, преемственность путей, средств и методов поддержания здоровья в мире, регионе, в этносе;

Географией, которая устанавливает климато-географическую и социально-экономическую специфику региона, взаимоотношения человека сосредой обитания в аспекте обеспечения здорового образа жизни, и др.

Связь валеологии с другими науками имеет двусторонний характер. Используя данные смежных наук, валеология сама может дать весомые результаты для развития и конкретизации проблем человекознания.

Несмотря на молодость, валеология сегодня развивается довольно динамично. Принято выделять общую и специальную валеологию. Каждая из них включает в себя две части - теоретическую (научные аспекты валеологии) и практическую (технологии диагностики здоровья и оздоровления организма).

В настоящее время можно выделить следующие основные направления валеологии:

Общая валеология - представляет собой основу, методологию валеологии как науки, ее место в системе наук о человеке, предмет, задачи, историю ее становления и т.д. Ее можно рассматривать как ствол дерева науки, от которого отходят ветви, отрасли валеологии.

Медицинская валеология определяет различия между здоровьем и болезнью и их диагностику, изучает способы внешнего поддержания здоровья и предупреждения заболеваний, методы оценки состояния здоровья населений и др.

Педагогическая валеология-изучает вопросы обучения и воспитания человека, имеющего прочную жизненную установку на здоровье и здоровый образ жизни.

Возрастная валеология изучает особенности возрастного становления здоровья человека, его взаимоотношения с факторами внешней и внутренней среды в различные возрастные периоды и адаптации к условиям жизнедеятельности.

Профессиональная валеология изучает вопросы, связанные с проблемой профессиональной ориентации (с учетом индивидуальных типологических свойств личности), рассматривает особенности влияния профессиональных факторов на здоровье человека, определяет методы и средства профессиональной реабилитации.

Семейная валеология изучает роль и место семьи, каждого из ее членов в формировании здоровья, разрабатывает пути и средства обеспечения здоровья каждого из поколений и всей семьи в целом. Видимо, этот раздел валеологии имеет большое будующее, т.к. формирование здоровья (от подготовки к деторождению до воспитания осознанного отношения к здоровью) наиболее последовательно может осуществляться именно в семье.

Экологическая валеология исследует влияние на здоровье природный факторов и последствий антропогенных изменений в природе, определяет поведение человека в складывающихся условиях внешней среды с целью сохранения здоровья.

Социальная валеология ставит своей целью изучение здоровья человека в социуме, в его многообразных отношениях социального характера с людьми и обществом.

Вероятно, со временем произойдет и дальнейшая дифференциация валеологии как науки.

Как учебная дисциплина валеология представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни. Она может быть дошкольной, школьной, вузовской, поствузовской.

Чем вызвана необходимость изучения этой дисциплины студентами педагогических специальностей? Прежде всего обстоятельствами, определяющими профессинальную деятельность учителя:

Во-первых, учитель должен уметь сохранить здоровье своих будущих воспитанников. Существующая система образования сама по себе является фактором риска здоровья учащихся. Сегодня известно, что за период обучения в средней школе число здоровых детей снижается в 4 раза, число детей с близорукостью увеличивается в 10 раз, с нервно-психическими расстройствами - в 2,5 раза, в 16 раз увеличивается число учеников с вегето-сосудистой дистонией, в 2 раза - с кишечными заболеваниями. Давно пришло время сделать медицинский принцип Гиппократа «Ne noceas - Не вреди» нормой в работе каждого, кто имеет отношение к воспитанию и обучению детей. Возникает настоятельная необходимость развития школьной валеологии, что возможно только после освоения основополагающих положений общей валелогии.

Педагогическая профессия, труд учителя относятся к интеллектуальным формам труда. С психофизиологических позиций это крайне ответственная, общественно значимая деятельность, в которой велик элемент творчества.

Однако не все условия, в которых осуществляется педагогическая деятельность, можно признать благоприятными. Совершенно определенно некоторые их них содержат факторы риска и оказывают неблагоприятное воздействие на организм человека.

Основными факторами риска труда учителя являются:

1 высокая плотность межличностных контактов и возможность конфликтов при необходимости выполнения запланированного объема работы в жестко регламентированный период времени, что требует определенного, под час значительного напряжения многих систем организма и вызывает повышенное психоэмоциональное напряжение, связанное с необходимостью постоянного самоконтроля, внимания, эмоционального возбуждения;

3 статическая нагрузка при незначительной общей мышечсной и двигательной нагрузке;

4 большой объем интенсивной зрительной работы;

5 высокая плотность эпидемических контактов;

6 отсутствие стабильного режима дня;

7 нагрузка на одни и те же центры коры больших полушарий, резкое перераспределение мозгового кровотока, приводят к резкому перераспределению мозгового кровотока, отсюда - частая бессонница (первый признак переутомления); отмечаются изменения и электроэнцефалограммы (ЭЭГ), и электрокардиограммы (ЭКГ).

Каждый из перечисленных факторов риска педагогического труда может стать причиной профессионального или профессионально обусловленного заболевания нервной системы (неврозоподобные состояния и неврозы), голосоречевых органов (острый и хронический фарингит, ларингит, парез голосовых складок, певческие узелки и пр.), опорнодвигательного аппарата (остеохондроз шейного и поясничного отделов позвоночника, радикулит), сосудистой системы (варикозное расширение вен нижних конечностей, геморрой), инфекционных заболеваний. Кроме того, профессиональное происхождение могут иметь такие виды патологии, как контактный дерматит в области кистей рук из-за воздействия мела, аллергические формы ринита (насморка) и бронхиальная астма у учителей химии, когда аллергеном являются реактивы, применяемые при проведении опытов, хроническая интоксикация ртутью у учителей физики при длительном использовании в учебном процессе приборов, содержащих ртуть.

В-третьих, учитель обязательно должен владеть культурой здоровья, чтобы научить этому и школьников.

Культура здоровья (валеологическая культура) - это часть общей культуры человека, представляет собой сознательную систему действий и отношений к своему здоровью и здоровью других людей, т.е. умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу (важно помнить, что культура здоровья предполагает не простое «собирательство» полезных рекомендаций и знаний, а активное их использование в каждодневной практике).

Валеологическая культура предполагает и умение распространять валеологические знания. Педагоги должны воспитывать у школьников стойкую мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни (через программный учебный материал, педагогическую работу с родителями, а также личным примером при постоянном общении).

Таким образом становится очевидной необходимость взаимосвязи воспитательно-образовательного и воспитательно-оздоровительного направлений в школах. Обеспечить такую взаимосвязь может валеологическая служба школы.

Валеологическая служба - это служба формирования и обеспечения здоровья человека. Она не заменяет медицинскую службу, не является альтернативной ей.

Организация деятельности валеологической службы в школьном учреждении представлена следующими направлениями:

Создание валеологической среды в школе с учетом педагогических, психологических, гигиенических и социальных факторов;

Диагностический скрининг - обследование значительного количества детей экспресс-методами и получение соответствующего заключения о сосоянии здоровья; выделение «групп риска» и дальнейшая забота о них;

Мониторинг здоровья учащихся - длительное наблюдение с первого до выпускного класса;

Коррекция образа жизни - формирование у учащихся мотивации на здоровый образ жизни, валеологическое просвещение родителей, помощь им в создании оптимальных условий в семье;

Подбор валеогенных технологий (индивидуально для учащихся), создание физкультурных секций, групп психологического тренинга, массажных кабинетов, фитокабинета, занятий в бассейне и т.п.

Деятельность валеологической службы ориентирована преимущественно на детей, но при непременной валеологической активности педагогов и при соответствии их здоровья и образа жизни целям и задачам воспитательного процесса.

Основное ядро валеологической службы в школе составляют специально подготовленные педагоги-валеологи, работающие совместно с врачем, психологом, юристом, социальным педагогом, однако в работе службы участвует весь коллектив школы при условии его валеограмотности.

За рубежом аналогом валеологии является направление «health promotion» и «health education».

Таким образом, валеология - это самостоятельная молодая наука (воспринимаемая не всеми однозначно), для которой эра «великих открытий» только начинается.

Современный квалифицированный преподаватель должен иметь валеологическое образование, фундаментом которого являются принципы гуманности, прогнозирования, целостности, научной обоснованности и постоянства.

Основой валеологической культуры педагогов служит наука валеология.

Валеология (от латинского «valeo» – «быть здоровым») – молодая интегративная наука, постигающая средства и закономерности, направленные на формирование, восстановление и укрепление здоровья каждого человека с использованием разнообразных оздоравливающих методик и технологий.

Формирование здоровья подразумевает комплекс действий, направленных на оптимизацию рождаемости, роста и воспитания подростков.

Восстановление здоровья предусматривает следование правилам здорового образа жизни (в валеологическом аспекте), а также меры, направленные на возврат утерянного здоровья (оздоровление) и сохранение его на прежнем уровне.

Укрепление здоровья включает его преумножение с помощью оздоровительных процедур и тренировок.

Всемирной организацией здравоохранения здоровье определено, как достижение состояния абсолютного морального, физического и социального благополучия, а не только устранение болезней и отсутствие физических недостатков, это особенно важно, особенно когда валеология применяется в детских садах и школах, на этапе становления детей как цельных личностей.

В концепции валеологии здоровье представляет собой умение человеческого организма сохранять свою работоспособность в изменяющихся условиях окружающей среды. Это своего рода эталон, которого необходимо достичь.

Таким образом, валеология включает в себя теоретические и практические инструменты управления всеми аспектами здоровья человека – физическое, психологическое и духовное состояние, его место в обществе.

Валеология подразделяется на общую и отраслевую.

Задачей общей валеологии является формирование обобщенных научно обоснованных законов образа жизни здорового человека.

Отраслевая валеология изучает здоровье в контексте с другими науками. Существует психологическая, медицинская, семейная, педагогическая, спортивная валеология и т. д.

Как и любая отрасль науки, валеология имеет свой предмет, объект для изучения, методы, методологические основы, цели и задачи.

Предметом науки валеологии является индивидуальное здоровье человека, резервы здоровья, функции его организма и возможности их регулирования и коррекции.

Объектом валеологии выступает здоровый во всех аспектах человек и человек, находящийся на стадии предболезни.

Предболезнь – риск ухудшения здоровья вследствие патологических процессов, протекающих независимо от действия внешних факторов, в результате сокращения резервов здоровья.

Среди методов, применяемых валеологией – статистические, логические приемы и метода, комбинаторика .


Благодаря валеологическим методикам и технологиям существует возможность своевременно обнаружить людей, нуждающихся в укреплении здоровья. Применив методы оздоровления, происходит выведение их из стадии предболезни. Таким образом, валеологические технологии служат фундаментом первичной профилактики заболеваемости.

Кроме того, валеологические технологии применимы и к уже заболевшему человеку. В этом случае проявляется аспект вторичной валеологической профилактики болезни. Непосредственное применение приемов оздоровления ведет к увеличению резервов здоровья, возобновлению функций саморегуляции и самовоспроизводства, предупреждению последствий болезни и ее распространения по организму.

  1. Здоровье понимается как независимая социально-медицинская категория, которую можно описать качественно и количественно. Задачей валеологии является формировать, сохранять и укреплять здоровье.
  2. Переходу из стадии здоровья в стадию предболезни предшествует определенное состояние. При этом здоровье – более обширная категория, в то время как болезнь и предболезнь – довольно узкие понятия.

Болезнь и предболезнь – состояние здоровья, при котором его резервы снижаются или появляются некоторые нарушения или повреждения.

  1. Подход к рассмотрению человеческого здоровья в валеологии интегративный, системный, применяемые в ней методы носят не медицинский, а по большей части природный характер.

Таким образом, главной целью валеологии как науки становится оздоровление человеческого организму путем привлечения людей к здоровому образу жизни.

Перед валеологией стоят задачи: укреплять здоровье, благоприятствовать улучшению уровня жизни индивида, способствовать его адаптации в обществе, исследовать закономерности формирования и сохранения индивидуального здоровья.

Многие сравнивают валеологию с гигиеной. Несомненно, общее у них есть, но все-таки это две разные науки. Предметом валеологии выступает здоровье индивида, функции его организма и возможность воздействовать на них. А предмет гигиены – изучение взаимосвязи между внешними факторами (природными и социальными) и здоровьем человека. Объектом валеологии выступает здоровый человек и человек в «третьем состоянии» (предболезни). Объект гигиены – внешние факторы и человек. Таким образом, гигиена идет от внешней среды к человеку, а валеология, наоборот, от человека – к среде.

Хотя стоит заметить, что последние исследования гигиенистов построены на несвойственном им инверсионном подходе – от оценки здоровья они перешли к оценке обуславливающих его факторов.

Бытует ошибочное мнение, что валеология – это наука о ведении здорового образа жизни . Но образ жизни – это широкая социальная группа, которая включает не только отсутствие вредных привычек и занятия спортом, а и финансовую состоятельность, профессию, уровень образования, степень культуры человека и многое другое. Изучение влияния образа жизни на здоровье – предмет социальной гигиены. А валеология лишь вырабатывает принципы образа жизни, благодаря следованию которым происходит формирование, восстановление и укрепление здоровья.

Молодая наука валеология сейчас находится еще в стадии становления. Фундаментом для ее развития стали: экология, биология, анатомия, психология, социология, физическое воспитание, педагогика, гигиена, безопасность жизнедеятельности человека.

Необходимость валеологических знаний обусловлена тем, что при их отсутствии человек может неправильно понимать свое здоровье и кидаться из одной крайности в другую – укреплять его с пугающим фанатизмом или забросить формирование и укрепление здоровья из-за страха навредить себе.

Отсутствие знаний в области валеологии порождает множество домыслов и мифов касательно некоторых заболеваний, например:

  1. Церковный миф – все болезни даны мне за мои грехи.
  2. Психогенетический миф – все мои психические болезни достались мне по наследству.
  3. Биоэнергетический миф – я болею оттого, что «энергетические вампиры» вытягивают мои жизненные силы.
  4. Психоаналитический миф – все болезни из-за того, что мои отношения с родителями сложились неудачно.
  5. Кармический миф: болезни сейчас – это кара за грехи в прошлой жизни или грехи моих предков.
  6. Социоцентрический миф – я заболел потому, что выполнил свое предназначение на Земле и перестал быть нужным.
  7. Астрологический миф – я заболел, потому что так «расположились звезды».

Подобных мифов множество. А благодаря валеологии подрастающее поколение может правильно сформировать свое представление о здоровье, ценить его и относится к подобным домыслам скептически. Формирование здоровья – категория, в которой нет места предположениям и догадкам, это серьезная проблема современного общества, которая требует серьезного и целостного подхода к решению, как самим человеком, так и профессионалами в своей области – медиками, учеными, педагогами, работниками социальных служб.

Понравилась статья? Поделитесь ей