Контакты

Чем органическая химия отличается от неорганической. Основы неорганической химии Что относится к химии

Неорганическая химия описывает свойства и поведение неорганических соединений, включая металлы, минералы и металлоорганические соединения. В то время как органическая химия изучает все углеродсодержащие соединения, к неорганической относятся оставшиеся подмножества других соединений. Существуют также вещества, которые изучаются сразу обоими разделами химии, например, металлоорганические соединения, которые содержат металл или металлоид, связанный с углеродом.

Неорганическую химию можно разделить на несколько подразделов:

  • области изучения неорганических соединений, например, солей или их ионных соединений;
  • геохимия – изучение химии окружающей природной среды Земли, что имеет большое значение для понимания планеты или управления ее ресурсами;
  • добыча неорганических веществ (металлические руды) для промышленности;
  • бионеорганическая химия – изучение отдельных элементов (природные ископаемые), которые необходимы для жизни и образуют важные биологические молекулы, участвующие в биологических системах, а также понимание химии токсических веществ;
  • синтетическая химия изучает вещества, которые могут быть получены или очищены без участия природы путем синтеза на промышленных заводах или лабораториях;
  • промышленная химия – это работа с веществами в различных масштабных процессах или научно-исследовательских областях.

Где применяется неорганическая химия?

Неорганические соединения используются в качестве катализаторов, пигментов, покрытий, поверхностно-активных веществ, лекарственных препаратов, топлива и прочих продуктов, которыми мы пользуемся каждый день. Они часто имеют высокие температуры плавления и конкретные высокие или низкие электрические свойства проводимости, которые делают их полезными для определенных целей.

Например:

  • аммиак является источником азота в удобрении, а также одним из основных неорганических химических веществ, используемых в производстве нейлона, волокон, пластмасс, полиуретанов (используются в жестких химически стойких покрытиях, клее, пенах), гидразина (используется в изготовлении ракетного топлива) и взрывчатых веществ;
  • хлор используется в производстве поливинилхлорида (для изготовления труб, одежды, мебели), агрохимикатов (удобрения, инсектициды), а также фармацевтических препаратов и химических веществ для очистки воды или стерилизации;
  • диоксид титана используется в виде белого порошка при изготовлении пигмента краски, покрытий, пластика, бумаги, чернил, волокон, продуктов питания и косметики. Диоксид титана также имеет хорошие свойства сопротивления ультрафиолетовому свету, поэтому применим в производстве фотокатализаторов.

Неорганическая химия является весьма практичной научно-бытовой отраслью. Особенно для экономики страны имеет значение производство серной кислоты, которая является одной из наиболее важных элементов, используемых в качестве промышленного сырья.

Что изучают в неорганической химии?

Специалисты в области неорганической химии имеют широкий спектр областей деятельности, от добычи сырья до создания микрочипов. Их работа основана на понимании поведения и поиска аналогов неорганических элементов. Главная задача узнать, как эти материалы могут быть изменены, разделены и использованы. Работа неорганических химиков включает в себя разработку методов для восстановления металлов из отходов и анализ добытых руд на молекулярном уровне. Общий акцент делается на освоение связей между физическими свойствами и функциями.

Индивидуальный подход к ценообразованию для каждого клиента!

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

По дисциплине «Общая и неорганическая химия»

Сборник лекций по общей и неорганической химии

Общая и неорганическая химия: учебное пособие/ автор Е.Н.Мозжухина;

ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж». - Курган: КБМК, 2014. - 340 с.

Печатается по решению редакционно-издательского совета ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий»

Рецензент: Н.Е. Горшкова- кандидат биологических наук, заместитель директора по ИМР ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж»

Введение.
РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы химии 8-157
1.1. Периодический закон и периодическая система элементом Д.И. Менделеева. Теория строения веществ.
1.2.Электронное строение атомов элементов.
1.3. Виды химической связи.
1..4 Строение веществ неорганической природы
1 ..5 Классы неорганических соединений.
1.5.1. Классификация, состав, номенклатура оксидов, кислот, оснований Способы получения и их химические свойства.
1.5.2 Классификация, состав, номенклатура солей. Способы получения и их химические свойства
1.5.3. Амфотерность. Химические свойства амфотерных йксидов и гидроксидов. Генетическая связь между классами неорганических соединений.
1..6 Комплексные соединения.
1..7 Растворы.
1.8. Теория электролитической диссоциации.
1.8.1. Электролитическая диссоциация. Основные положения. ТЭД. Механизм диссоциации.
1.8.2. Ионные реакции обмена. Гидролиз солей.
1.9. Химические реакции.
1.9.1. Классификация химический реакций. Химическое равновесие и смещение.
1.9.2. Окислительно-восстановитьельные реакции. Их электронная сущность. Классификация и составление уравнений ОВР.
1.9.3. Важнейшие окислители и восстановители. ОВР с участием дихромата, перманганата калия и разбавленных кислот.
1.9.4 Методы расстановки коэффициентов в ОВР
РАЗДЕЛ 2. Химия элементов и их соединений.
2.1. Р -элементы.
2.1.1. Общая характеристика элементов VII группы периодической системы. Галогены. Хлор, его физические и химические свойства.
2.1.2. Галогениды. Биологическая роль галогенов.
2.1.3. Халькогены. Общая характеристика элементов VI группы ПС Д.И. Менделеева. Соединения кислорода.
2.1.4. Важнейшие соединения серы.
2.1.5. Главная подгруппа V группы. Общая характеристика. Строение атома, физические и химические свойства азота. Важнейшие соединения азота.
2.1.6. Строение атома фосфора, его физические и химические свойства. Аллотропия. Важнейшие соединения фосфора.
2.1.7. Общая характеристика элементов IV группы главной подгруппы периодической системы Д.И. Менделеева. Углерод и кремний.
2.1.8. Главная подгруппа III группы периодической системы Д.И. Менделеева. Бор. Алюминий.
2.2. s - элементы.
2.2.1. Общая характеристика металлов II группы главной подгруппы периодической системы Д.И. Менделеева. Щелочно­земельные металлы.
2.2.2. Общая характеристика элементов I группы главной подгруппы периодический системы Д.И. Менделеева. Щелочные металлы.
2.3. d-элементы.
2.3.1. Побочная подгруппа I группы.
2.3.2.. Побочная подгруппа II группы.
2.3.3. Побочная подгруппа VI группы
2.3.4. Побочная подгруппа VII группы
2.3.5. Побочная подгруппа VIII группы

Пояснительная записка

На современном этапе развития общества первостепенной задачей является забота о здоровье человека. Лечение многих заболеваний стало возможным благодаря достижениям химии в области создания новых веществ и материалов.

Не имея глубоких и разносторонних знаний в области химии, не зная значения положительного или отрицательного влияния химических факторов на окружающую среду, не сможешь быть грамотным медицинским работником. Студенты медицинского колледжа должны иметь необходимый минимум знаний по химии.

Данный курс лекционного материала предназначен для студентов, изучающих основы общей и неорганической химии.

Целью данного курса является изучение положений неорганической химии, изложенных на современном уровне знаний; расширение объема знаний с учетом профессиональной направленности. Важным направлением является создание прочной базы, на которой строится преподавание других химических специальных дисциплин (органической и аналитической химии, фармакологии, технологии лекарств).

Предлагаемый материал предусматривает профессиональную ориентацию студентов на связь теоретической неорганической химии со специальными и медицинскими дисциплинами.

Основные задачи учебного курса данной дисциплины заключается в усвоении фундаментальных основ общей химии; в усвоении студентами содержания неорганической химии как науки, объясняющей связь свойств неорганических соединений с их строением; в формировании представлений о неорганической химии как фундаментальной дисциплине, на которой базируются профессиональные знания.

Курс лекций по дисциплине «Общая и неорганическая химия» построен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта (ФГОС-4) к минимуму уровня подготовки выпускников по специальности 060301 «Фармация» и разработан на основе учебного плана данной специальности.

Курс лекций включает в себя два раздела;

1. Теоретические основы химии.

2. Химия элементов и их соединений: (р- элементы, s- элементы, d-элементы).

Изложение учебного материала представлено в развитии: от наиболее простых понятий к сложным, целостным, обобщающим.

В разделе «Теоретические основы химии» освещены следующие вопросы:

1. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и теория строения веществ.

2. Классы неорганических веществ, взаимосвязь между всеми классами неорганических веществ.

3. Комплексные соединения, их использование в качественном анализе.

4. Растворы.

5. Теория электролитической диссоциации.

6. Химические реакции.

При изучении раздела «Химия элементов и их соединений» рассматриваются вопросы:

1. Характеристика группы и подгруппы, в которой находится данный элемент.

2. Характеристика элемента, исходя из его положения в периодической системе, с точки зрения теории строения атома.

3. Физические свойства и распространение в природе.

4. Способы получения.

5. Химические свойства.

6. Важнейшие соединения.

7. Биологическая роль элемента и его применение в медицине.

Особое внимание уделяется лекарственным средствам неорганической природы.

В результате изучения данной дисциплины студент должен знать:

1. Периодический закон и характеристику элементов периодической системы Д.И. Менделеева.

2. Основы теории химических процессов.

3. Строение и реакционную способность веществ неорганической природы.

4. Классификацию и номенклатуру неорганических веществ.

5. Получение и свойства неорганических веществ.

6. Применение в медицине.

1. Классифицировать неорганические соединения.

2. Составлять названия соединений.

3. Устанавливать генетическую связь между неорганическими соединениями.

4. С помощью химических реакций доказывать химические свойства веществ неорганической природы, в том числе лекарственных.

Лекция №1

Тема: Введение.

1. Предмет и задачи химии

2. Методы общей и неорганической химии

3. Фундаментальные теории и законы химии:

а) атомно-молекулярная теория.

б) закон сохранения массы и энергии;

в) периодический закон;

г) теория химического строения.


неорганической химии.

1. Предмет и задачи химии

Современная химия является одной из естественных наук и представляет собой систему отдельных дисциплин: общей и неорганической химии, аналитической химии, органической химии, физической и коллоидной химии, геохимии, космохимии и т.п.

Химия - наука, изучающая процессы превращения веществ, сопровождающиеся изменением состава и структуры, а также взаимные переходы между этими процессами и другими формами движения материи.

Таким образом, главным объектом химии как науки является вещества и их превращения.

На современном этапе развития нашего общества забота о здоровье человека является задачей первостепенной важности. Лечение многих заболеваний стало возможным благодаря достижениям химии в области создания новых веществ и материалов: лекарственных средств, заменителей крови, полимеров и полимерных материалов.

Не имея глубоких и разносторонних знаний в области химии, не понимая значения положительного или отрицательного влияния различных химических факторов на здоровье человека и окружающую его среду, нельзя стать грамотным медицинским работником.

Общая химия. Неорганическая химия.

Неорганическая химия - это наука элементов периодической системы и образованных ими простых и сложных веществ.

Неорганическая химия неотделима от общей химии. Исторически при изучении химического взаимодействия элементов друг с другом были сформулированы основные законы химии, общие закономерности протекания химических реакций, теория химической связи, учение о растворах и многое другое, что составляет предмет общей химии.

Таким образом, общая химия изучает теоретические представления и концепции, составляющие фундамент всей системы химических знаний.

Неорганическая химия давно перешагнула стадию описательной науки и в настоящее время переживает свое «второе рождение» в результате широкого привлечения квантово-химических методов, зонной модели энергетического спектра электронов, открытия валентно-химических соединений благородных газов, целенаправленного синтеза материалов с особыми физическими и химическими свойствами. На основе глубокого изучения зависимости между химическим строением и свойствами она успешно решает главную задачу - создание новых неорганических веществ с заданными свойствами.

2. Методы общей и неорганической химии.

Из экспериментальных методов химии важнейшим является метод химических реакций. Химическая реакция - превращение одних веществ в другие путем изменения состава и химического строения. Химические реакции дают возможность исследовать химические свойства веществ. По химическим реакциям исследуемого вещества можно косвенно судить о его химическом строении. Прямые же методы установления химического строения в большинстве своем основаны на использовании физических явлений.

Также на основе химических реакций осуществляется и неорганический синтез, который за последнее время достиг большого успеха, особенно в получении особо чистых соединений в виде монокристаллов. Этому способствовали применение высоких температур и давлений, глубокого вакуума, внедрение бесконтейнерных способов очистки и т.п.

При проведении химических реакций, а также при выделении веществ из смеси в чистом виде важную роль играют препаративные методы: осаждение, кристаллизация, фильтрование, сублимация, перегонка и т.п. В настоящее время многие из этих классических препаративных методов получили дальнейшее развитие и являются ведущими в технологии получения особо чистых веществ и монокристаллов. Это методы направленной кристаллизации, зонной перекристаллизации, вакуумной сублимации, фракционной перегонки. Одна из особенностей современной неорганической химии это синтез и исследование особо чистых веществ на монокристаллах.

Методы физико-химического анализа широко применяются при изучении растворов и сплавов, когда образующиеся в них соединения трудно или практически невозможно выделить в индивидуальном состоянии. Тогда исследуют физические свойства систем в зависимости от изменения состава. В результате строят диаграмму состав - свойства, анализ который позволяет делать заключение о характере химического взаимодействия компонентов, образование соединений и их свойствах.

Для познания сущности явления одних экспериментальных методов недостаточно, поэтому Ломоносов говорил, что истинный химик должен быть теоретиком. Только через мышление, научную абстракцию и обобщение познаются законы природы, создаются гипотезы и теории.

Теоретическое осмысление опытного материала и создание стройной системы химических знаний в современной общей и неорганической химии базируется на: 1) квантово-механической теории строения атомов и периодической системе элементов Д.И. Менделеева; 2) квантово-химической теории химического строения и учении о зависимости свойств вещества от «его химического строения; 3) учении о химическом равновесии, основанной на понятиях химической термодинамики.

3. Фундаментальные теории и законы химии.

К числу основополагающих обобщений химии и естествознания относятся атомно-молекулярная теория, закон сохранения массы и энергии,

Периодическая система и теория химического строения.

а) Атомно-молекулярная теория.

Создатель атомно-молекулярного изучения и первооткрыватель закона сохранения массы веществ М.В. Ломоносов по праву считается основателем научной химии. Ломоносов четко различал две ступени в строении вещества: элементы (в нашем понимании - атомы) и корпускулы (молекулы). Согласно Ломоносову, молекулы простых веществ состоят из одинаковых атомов, а молекулы сложных веществ - из разных атомов. Всеобщее признание атомно-молекулярная теория получила в начале XIX века после утверждения в химии атомистики Дальтона. С тех пор главным объектом исследования химии стали молекулы.

б) Закон сохранения массы и энергии.

В 1760 г. Ломоносов сформулировал единый закон массы и энергии. Но до начала XX в. эти законы рассматривались независимо друг от друга. Химия в основном имела дело с законом сохранения массы вещества (масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе веществ, образующихся в результате реакции).

Например: 2КСlO 3 = 2 КСl + 3O 2

Слева: 2 атома калия Справа: 2 атома калия

2 атома хлора 2 атома хлора

6 атомов кислорода 6 атомов кислорода

Физика имела дело с законом сохранения энергии. В 1905 г. основоположник современной физики А. Эйнштейн показал, что между массой и энергией существует взаимосвязь, выражаемая уравнением Е = mс 2 , где Е - энергия, m - масса; с - скорость света в вакууме.

в) Периодический закон.

Важнейшая задача неорганической химии заключается в изучении свойств элементов, в выявлении общих закономерностей их химического взаимодействия между собой. Самое крупное научное обобщение в решении этой проблемы сделал Д.И. Менделеев, открывший Периодический закон и его графическое выражение - Периодическую систему. Только вследствие этого открытия стало возможным химическое предвидение, предсказание новых фактов. Поэтому Менделеев является основателем современной химии.

Периодический закон Менделеева является основой естественной
систематики химических элементов. Химический элемент - совокупность
атомов с одинаковым зарядом ядра. Закономерности изменения свойств
химических элементов определяются Периодическим законом. Учение о
строении атомов объяснило физический смысл Периодического закона.
Оказалось, что периодичность изменения свойств элементов и их соединений
зависит от периодически повторяющейся сходной структуры электронной
оболочки их атомов. Химические и некоторые физические свойства зависят от
структуры электронной оболочки, особенно ее наружных слоев. Поэтому
Периодический закон является научной основой изучения важнейших свойств элементов и их соединений: кислотно-основных, окислительно-восстановительных, каталитических, комплексообразовательных, полупроводниковых, металлохимических, кристаллохимических, радиохимических и т.п.

Периодическая система также сыграла колоссальную роль в учении о естественной и искусственной радиоактивности, освобождении внутриядерной энергии.

Периодический закон и Периодическая система беспрерывно развиваются и уточняются. Доказательством тому служит современная формулировка Периодического закона: свойства элементов, а также формы и свойства их соединений находятся в периодической зависимости от величины заряда ядра их атомов. Таким образом, положительный заряд ядра, а не атомная масса, оказался более точным аргументом, от которого зависят свойства элементов и их соединений.

г) Теория химического строения.

Фундаментальная задача химии - изучение зависимости между химическим строением вещества и его свойствами. Свойства вещества являются функцией его химического строения. До A.M. Бутлерова считали, что свойства вещества определяются его качественным и количественным составом. Он впервые сформулировал основное положение своей теории химического строения. Таким образом: химическая натура сложной частицы определяется натурой элементарных составных частиц, количеством их и химическим строением. В переводе на современный язык это означает, что свойства молекулы определяются природой составляющих ее атомов, их количеством и химическим строением молекулы. Первоначально теория химического строения относилась к химическим соединениям, имеющим молекулярную структуру. В настоящее время теория, созданная Бутлеровым, считается общехимической теорией строения химических соединений и зависимости свойств их от химического строения. Эта теория - продолжение и развитие атомно-молекулярного учения Ломоносова.

4. Роль отечественных и зарубежных ученых в развитии общей и

неорганической химии.

п/п Ученые Даты жизни Важнейшие работы и открытия в области химии
1. Авогадро Амедо (Италия) | 1776-1856 Закон Авогадро 1
2. Аррениус Сванте (Швеция) 1859-1927 Теория электролитической диссоциации
3. Бекетов Н.Н. (Россия) 1827-1911 Ряд активности металлов. Основы алюмотермии.
4. Бертолле Клод Луи (Франция) 1748-1822 Условия течения химических реакций. Исследование газов. Бертолетова соль.
5. Берцелиус Иене Якоб (Швеция) 1779-1848 Определение атомных весов элементов. Введение буквенных обозначений для химических элементов.
6. Бойль Роберт (Англия) 1627-1691 Установление понятия о химическом элементе. Зависимость объемов газов от давления.
7. Бор Нильс (Дания) 1887-1962 Теория строения атома. 1
8. Вант-Гофф Якоб Гендрик (Голландия) 1852-1911 Исследование растворов; один из основателей физической химии и стереохимии.
9. Гей-Люссак Жозеф (Франция) 1778-1850 Газовые законы Гей-Люссака. Исследование бескислородных кислот; технология серной кислоты.
10. Гесс Герман Иванов (Россия) 1802-1850 Открытие основного закона термохимии. Разработка русской химической номенклатуры. Анализ минералов.
11. Дальтон Джон (Англия) 1766-1844 Закон кратных отношений. Введение химических знаков и формул. Обоснование атомной теории.
12. Кюри-Склодовская Мария (Франция, родина Польша) 1867-1934 Открытие полония и радия; изучение свойств радиоактивных веществ. Выделение металлического радия.
13. Лавуазье Антуан Лоран (Франция) 1743-1794 Основание научной химии установление кислородной теории горения, природы воды. Создание учебника химии на основе новых взглядов.
14. Ле Шателье Лун Анри (Франция) 1850-1936 Общий закон смещения равновесия в зависимости от внешних условий (принцип Ле-Шателье)
15. Ломоносов Михаил Васильевич 1741-1765 Закон сохранения массы веществ.
Применение количественных методов в химии; развитие основных положений кинетической теории газов. Основание первой русской химической лаборатории. Составление руководства по металлургии и горному делу. Создание мозаичного производства.
16. Менделеев Дмитрий Иванович (Россия) 1834-1907 Периодический закон и периодическая система химических элементов (1869 г.). Гидратная теория растворов. «Основы химии». Исследование газов, открытие критической температуры и др.
17. Пристли Джозеф (Англия) 1733-1804 Открытие и исследование кислорода, хлористого водорода, аммиака, окиси углерода, окиси азота и др. газов.
18. Резерфорд Эрнест (Англия) 1871-1937 Планетарная теория строения атома. Доказательство самопроизвольного радиоактивного распада с выделением альфа-, бета-, гамма -лучей.
19. Якоби Борис Семенович (Россия) 1801-1874 Открытие гальванопластики и внедрение ее в практику типографского и монетного дела.
20. И другие

Вопросы для самоконтроля:

1. Основные задачи общей и неорганической химии.

2. Методы химических реакций.

3. Препаративные методы.

4. Методы физико-химического анализа.

5. Основные законы.

6. Основные теории.

Лекция № 2

Тема: «Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева»

План

1. Строение атома и изотопы.

2. Квантовые числа. Принцип Паули.

3. Периодическая система химических элементов в свете теории строения атома.

4. Зависимость свойств элементов от строения их атомов.

Периодический закон Д.И. Менделеева вскрыл взаимную связь химических элементов. Изучение периодического закона поставило ряд вопросов:

1. В чем причина сходства и различия элементов?

2. Чем объясняется периодическое изменение свойств элементов?

3. Почему соседние элементы одного периода значительно отличаются по свойствам, хотя их атомные массы отличаются на небольшую величину, и наоборот, в подгруппах разница в атомных массах соседних элементов большая, а свойства сходные?

4. Почему расположение элементов в порядке возрастания атомных масс нарушается элементами аргон и калий; кобальт и никель; теллур и йод?

Большинство ученых признавали реальное существование атомов, но придерживались метафизических взглядов (атом самая мельчайшая неделимая частица вещества).

В конце XIX было установлено сложное строение атома и возможность превращения при определенных условиях одних атомов в другие. Первыми обнаруженными в атоме частицами были электроны.

Было известно, что при сильном накаливании и при освещении УФЛ с поверхности металлов отрицательное электронных и металлы заряжаются положительно. В выяснении природы этого электричества большое значение имели работы русского ученого А.Г. Столетова и английского ученого У. Крукса. В 1879 г. Крукс исследовал явления электронных лучей в магнитном и электрическом полях под действием электрического тока высокого напряжения. Свойство катодных лучей приводить в движение тела и испытывать отклонения в магнитном и электрическом полях дало возможность сделать вывод, что это материальные частицы, несущие наименьший отрицательный заряд.

В 1897 г. Дж. Томсон (Англия) исследовал эти частицы и назвал их электронами. Так как электроны могут быть получены независимо от вещества, из которого состоят электроды, то это доказывает, что электроны входят в состав атомов любого элемента.

В 1896 г. А. Беккерель (Франция) открыл явление радиоактивности. Он обнаружил, что соединения урана обладают способностью испускать невидимые лучи, действующие на фотографическую пластинку, завернутую в черную бумагу.

В 1898 г., продолжая исследования Беккереля, М. Кюри-Складовская и П. Кюри открыли в урановой руде два новых элемента – радий и полоний, обладающие очень большой активностью излучения.




радиоактивный элемент

Свойство атомов различных элементов самопроизвольно превращаться в атомы других элементов, сопровождающееся испусканием альфа -, бета - и гамма – лучей, не видимых невооруженным глазом, называется радиоактивностью.

Следовательно, явление радиоактивности является прямым доказательством сложного строения атомов.

Электроны являются составной частью атомов всех элементов. Но электроны заряжены отрицательно, а атом в целом электронейтрален, то, очевидно, внутри атома находится положительно заряженная часть, которая своим зарядом компенсирует отрицательный заряд электронов.

Экспериментальные данные о наличии положительно заряженного ядра и его расположении в атоме были получены в 1911 г. Э. Резерфордом (Англия), который предложил планетарную модель строения атома. Согласно этой модели атом состоит из положительно заряженного ядра, очень малого по размерам. В ядре сосредоточена почти вся масса атома. Атом в целом электронейтрален, следовательно, суммарный заряд электронов должен быть равен заряду ядра.

Исследования Г. Мозли (Англия, 1913 г.) показали, что положительный заряд атома численно равен порядковому номеру элемента в периодической системе Д.И. Менделеева.

Итак, порядковый номер элемента указывает число положительных зарядов ядра атома, а так же число движущихся в поле ядра электронов. В этом заключается физический смысл порядкового номера элемента.

Согласно ядерной модели наиболее просто устроен атом водорода: ядро несет один элементарный положительный заряд и массу, близкую к единице. Оно называется протоном («простейший»).

В 1932 г. физик Д.Н. Чедвик (Англия) установил, что лучи, испускаемые при бомбардировке атома альфа-частицами, обладают огромной проницательной способностью и представляют собой поток электронейтральных частиц – нейтронов.

На основании изучения ядерных реакций Д.Д. Иваненко (физик, СССР, 1932 г.) и одновременно В.Гейзенберг (Германия) сформулировали протонно-нейтронную теорию строения ядер атомов, согласно которой ядра атомов состоят из положительно заряженных частиц-протонов и нейтральных частиц-нейтронов (1 Р) - протон имеет относительную массу 1 и относительный заряд + 1. 1

(1 n) – нейтрон имеет относительную массу 1 и заряд 0.

Таким образом, положительный заряд ядра определяется числом протонов в нем и равен порядковому номеру элемента в ПС; массовое число – А(относительная масса ядра) равно сумме протонов (Z) нейтронов (N) :

A = Z + N; N = A- Z

Изотопы

Атомы одного элемента, имеющие одинаковый заряд ядра и разное массовое число – изотопы. У изотопов одного элемента одинаковое число протонов, но разное число нейтронов.

Изотопы водорода:


1 Н 2 Н 3 Н 3 – массовое число

1 - заряд ядра

протий дейтерий тритий

Z = 1 Z = 1 Z =1

N = 0 N = 1 N = 2

1протон 1 протон 1 протон

0 нейтронов 1 нейтрон 2 нейтрона

Изотопы одного элемента имеют одинаковые химические свойства и обозначаются одним химическим символом, занимают одно место в П.С. Так как масса атома практически равна массе ядра (масса электронов ничтожно мала), то каждый изотоп элемента характеризуется, как и ядро, массовым числом, а элемент атомной массой. Атомная масса элемента – это среднее арифметическое между массовыми числами изотопов элемента с учетом процентного содержания каждого изотопа в природе.

Предложенная Резерфордом ядерная теория строения атома получила широкое распространение, но в дальнейшем исследователи натолкнулись на ряд принципиальных трудностей. Согласно классической электродинамике электрон должен излучать энергию и двигаться не по окружности, а по спиралевидной кривой и в итоге упасть на ядро.

В 20 – х годах XX в. ученые установили, что электрон имеет двойственную природу, обладает свойствами волны и частицы.

Масса электрона равна 1 ___ массы водорода, относительный заряд

равен (-1) . Число электронов в атоме равно порядковому номеру элемента. Электрон движется по всему объему атома, создавая электронное облако с неравномерной плотностью отрицательного заряда.

Представление о двойственной природе электрона привело к созданию квантово-механической теории строения атома (1913 г. , датский ученый Н. Бор). Главный тезис квантовой механики – микрочастицы имеют волновую природу, а волны – свойства частиц. Квантовая механика рассматривает вероятность нахождения электрона в пространстве вокруг ядра. Область наиболее вероятного нахождения электрона в атоме (≈ 90%) называется атомной орбиталью.


Каждый электрон в атоме занимает определенную орбиталь и образует электронное облако, которое является совокупностью различных положений быстро движущегося электрона.

Химические свойства элементов определяются строением электронных оболочек их атомов.


Похожая информация.


Фундаментальные труды, связанные с изучением строения, свойств и способности реагировать химические элементы и их соединения, были объединены в раздел неорганической химии. Сегодня общее число известных неорганических веществ равно 400 тысячам.

Виды химических соединений

Ионы и нейтральные молекулы, образующиеся в процессе присоединения к комплексообразующим частицам нейтральных лигандов, которыми именуются другие ионы или молекулы, называются комплексные соединения. Они могут иметь внешнюю сферу, диссоциирующую на катион комплексного малодиссоциирующего типа, или же нерастворимые водой соединения без внешней сферы. Также стоит отметить , к которым относится большая часть соединений, исключающих наличие углерода.

Диссоциация подразумевает под собой распад химических соединений на отдельные самостоятельные элементы. Так, к примеру, гидроксид аммония и щелочные металлы, именуемые еще как щелочи, относят к себе легкорастворимые основания в воде.

Следующий класс химических соединений металлов и некоторых неметаллов представляют собой сульфиды.

Химические элементы 17-й группы, имею хорошую реакцию со всеми веществами простого типа, за исключением немногих неметаллов. Они являются энергичными окислителями, это служит причиной, почему данные химические элементы встречаются в природе только в виде соединений.

Важнейший биогенный элемент с электронной структурой, обеспечивающей мгновенное разрушение и образование связей химического вида с биологической молекулой, образует соединения фосфора. Если они имеют степень окисления 5+, значит, соединение преобразуется как фосфорная кислота.

Грауберова или горькая соль, колчедан и цинковая обманка — важнейшие соединения серы, которые в природе могут встречаться как в чистом виде, так и входить в состав нефти, живых организмов как аминокислоты. Серу из горных пород добывают с помощью водяного пара, еще доступно ее получение в лабораторных условиях путем окислительно-восстановительной реакции.

Свойства химических реакций и процессов

Простое вещество, которое состоит из атомов единственного элемента, может образовывать некоторое число химических связей с частицами остальных элементов. Данный процесс называется , он может менять молекулярное строение вещества, с которым тесно связана такая электроизоляционная черта, как проводимость материала. Наиболее известным методом нахождения коэффициента в уравнениях реакций окислительно-восстановительного типа выступаетэлектронный баланс.Геометрический образ, который вводится для анализа кристаллов, имеющих сходство с канвой, называется кристаллическая решетка.

Изменения количества и качества реагирующего вещества за определенный промежуток времени понимается какскорость химической реакции,чья величина всегда положительная. Химический процесс, способствующий выделению через электроды частей растворных веществ, является конечным результатом электродной вторичной реакции, которая возникает во время прохождения электричества, образуя расплавов. Вещество, проводящее электричество в результате ионной диссоциации или передвижении частиц по кристаллической решетке, служит примером раствора электролитов.

Рассматривая химические свойства оксидов,стоит указать, что они могут взаимодействовать с водой, с дальнейшим образованием щелочи или основания, с кислотами, образовывая воду или солевой раствор, а также с кислотными оксидами.

На данном этапе эволюции ни один человек не может представить свою жизнь без химии. Ведь каждый день во всем мире происходят различные химические реакции, без которых просто невозможно существование всего живого. В целом в химии существует два раздела: неорганическая и органическая химия. Чтобы разобраться в основных их отличиях, в первую очередь необходимо понять, что эти разделы собой представляют.

Неорганическая химия

Известно, что эта область химии изучает все физические и химические свойства неорганических веществ , а так же их соединений, при этом берется во внимание их состав, структура, а так же способность к различным реакциям с применением реактивов и при их отсутствии.

Они бывают как простыми, так и сложными. С помощью неорганических веществ создаются новые технически важные материалы, которые пользуются спросом у населения. Если быть точными, то этот раздел химии занимается изучением тех элементов и соединений, которые не создаются живой природой и не являются биологическим материалом, а получаются путем синтеза из других веществ .

В ходе некоторых экспериментов, оказалось, что живые существа способны производить много неорганических веществ, а так же существует и возможность синтеза органических веществ в лаборатории. Но, несмотря на это, все же разделять между собой эти две области просто необходимо, так как по механизмам прохождения реакций, структуре и свойствам веществ этих областей существуют некие различия, не позволяющих все объединить в один раздел.

Выделяют простые и сложные неорганические вещества . К простым веществам относятся две группы соединений – это металлы и неметаллы. Металлы – это такие элементы, которым присущи все металлические свойства, а так же существует металлическая связь между ними. К этой группе относят такие виды элементов: щелочные металлы, щелочноземельные, переходные, легкие, полуметаллы, лантаноиды, актиноиды, а так же магний и бериллий. Из всех, официально признанных, элементов периодической системы к металлам относят девяносто шесть элементов из ста восьмидесяти одного возможного, то есть больше половины.

Самыми известными элементами из неметаллических групп являются кислород, кремний, и водород, а те, которые менее распространенные - это мышьяк, селен и йод. К простым неметаллам так же относят гелий и водород.

Сложные неорганические вещества подразделяют на четыре группы:

  • Оксиды.
  • Гидроксиды.
  • Соли.
  • Кислоты.

Органическая химия

Данная область химии исследует вещества, которые состоят из углерода и других элементов, тех, что вступают с ним в связь, то есть создают так называемые органические соединения. Это могут быть вещества и неорганической природы, так как углеводород может присоединять к себе много разных химических элементов.

Чаще всего, органическая химия занимается синтезом и обработкой веществ и их соединений из сырья растительного, животного или микробиологического происхождения, хотя, особенно в последнее время, эта наука выросла далеко за пределы обозначенных рамок.

К основным классам органических соединений относятся: углеводороды, спирты, фенолы, галогенсодержащие соединения, простые и сложные эфиры, альдегиды, кетоны, хиноны, азотсодержащие и серосодержащие соединения, карбоновые кислоты, гетероциклические, металлоорганические соединения и полимеры.

Вещества, изучаемые органической химией, отличаются огромным разнообразием, так как из-за наличия в их составе углеводорода они могут связываться с множеством других различных элементов. Безусловно, органические вещества так же входят в состав живых организмов в виде жиров, белков и углеводов, которые выполняют различные жизненно важные функции. Самыми главными с которых есть энергетическая, регуляторная, структурная, защитная и другие. Они входят в состав каждой клеточки, каждой ткани и органа любого живого существа. Без них невозможно нормальное функционирование организма в целом, нервной системы, репродуктивной и других. Значит, все органические вещества играют огромную роль в существовании всего живого на земле.

Основные отличия между ними

В принципе, эти два раздела связанны между собой, но так же и имеют некоторые отличия. Прежде всего, в состав органических веществ обязательно входит углерод , в отличие от неорганических, в состав которых он может и не входить. Так же существуют различия в структуре, в способности реагировать на различные реагенты и созданные условия, в строении, в основных физических и химических свойствах, в происхождении, в молекулярной массе и так далее.

В органических веществ молекулярная структура намного сложнее , чем у неорганических. Последние могут плавиться только при достаточно высоких температурах и крайне затрудненно поддаются разложению, в отличии от органических, которые имеют относительно не высокую температуру плавления. Органические вещества имеют достаточно объемную молекулярную массу.

Еще важным отличием является то, что только органические вещества имеют способность формировать соединения с одинаковым набором молекул и атомов , но которые имеют различные варианты расположения. Таким образом, получаются совершенно разные вещества, отличающиеся между собой по физическим и химическим свойствам. То есть органические вещества склонны к такому свойству как изомерия.

НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Учебно-методический комплекс

Часть первая. Программа лекционного курса

Нижний Новгород, 2006


УДК 546 (073.8)

Неорганическая химия: Учебно-методический комплекс. Часть первая. Программа лекционного курса / А.А.Сибиркин.- Нижний Новгород: ННГУ, 2006.- 34 с.

Первая часть учебно-методического комплекса содержит план курса лекций по неорганической химии для студентов первого курса химического факультета ННГУ им. Н.И.Лобачевского.

Для студентов 1 курса химического факультета, изучающих курс неорганической химии.

© А.А.Сибиркин, 2006

© Нижегородский госуниверситет

им. Н.И.Лобачевского, кафедра

неорганической химии


Пояснительная записка

Курс неорганической химии, преподаваемый на химическом факультете ННГУ, ставит своей целью обеспечить овладение студентами основами неорганической химии как одной из фундаментальных дисциплин в системе химического знания.

Основными задачами курса являются: усвоение студентами основных закономерностей химических превращений; знание фактического материала, относящегося к распространенности и формам нахождения химических элементов в природе, принципам переработки минерального сырья, методам получения, строению, физическим свойствам и реакционной способности, практическому использованию неорганических веществ; формирование умения решать стандартные и комбинированные на их основе расчетные задачи, относящиеся к свойствам неорганических веществ; овладение на практике основами химического эксперимента, важнейшими методами получения и очистки неорганических веществ.

Содержание курса предусматривает разъяснение важнейших понятий физической химии и строения вещества, развитие умения применять изученные закономерности для решения практических задач, что реализует идею концентричности химического образования в высшей школе. Понимание закономерностей протекания реакций и реакционной способности веществ является основой для формирования обширных и глубоких знаний фактического материала по химии элементов и их соединений.

В результате изучения курса неорганической химии студенты должны:

Знать, как научные теории объясняют процессы взаимодействия веществ, описывают количественные соотношения между участниками химического превращения, указывают на возможность самопроизвольного протекания процесса, характеризуют скорость превращений, рассматривают состояние вещества и его превращения в растворах.

Знать фактический материал, относящийся к распространенности и формам нахождения химических элементов в природе, принципам переработки минерального сырья, методам получения, строению, физическим свойствам и реакционной способности, практическому использованию неорганических веществ.

Уметь анализировать свойства химических элементов на основании их положения в периодической системе, объяснять тенденции изменения свойств в ряду аналогичных веществ, на основании теории строения атома и химической связи раскрывать зависимость свойств веществ от их состава и строения, прогнозировать свойства веществ, предсказывать вероятные продукты химического превращения в конкретных условиях, связывать свойства вещества с возможными областями их применения.

Уметь пользоваться химической символикой, номенклатурой неорганических веществ, терминологией физической и неорганической химии.

Уметь составлять химические уравнения, расставлять стехиометрические коэффициенты, решать стандартные и комбинированные на их основе расчетные задачи, относящиеся к свойствам неорганических веществ и закономерностям их превращения.

Обладать навыками работы с учебной, справочной, монографической литературой, самостоятельно находить необходимые сведения по химии элементов и их соединений, уметь объединять, анализировать и систематизировать литературные данные.

Обладать практическими навыками лабораторного химического эксперимента, методами безопасной работы в химической лаборатории, реализовывать методики синтеза и очистки неорганических веществ, уметь формулировать заключение о природе вещества по совокупности полученных экспериментальных данных.

Иметь представление об электронном строении атомов, молекул, твердых тел, комплексных соединений, о методах исследования неорганических веществ.

Теоретической базой, необходимой для успешного освоения курса неорганической химии, являются:

1. Курсы химии, математики и физики, преподаваемые в средних общеобразовательных школах или в средних специальных учебных заведениях химического профиля.

2. Курсы строения вещества и кристаллохимии, преподаваемые параллельно с курсом неорганической химии на химическом факультете ННГУ.

3. Знание основных разделов физической химии, предусмотренных этой программой, изучение которых предшествует изложению основного материала неорганической химии.

Лекционный курс по неорганической химии и его программа состоят из четырех разделов. Раздел «Теоретические основы неорганической химии» объединяет учебный материал, посвященный химической терминологии, символике и номенклатуре, газовым законам и стехиометрии, основам химической термодинамики, теории растворов и фазовых равновесий, электрохимии, химической кинетике, учению о координационных соединениях. Усвоение этих понятий необходимо для того, чтобы последующее изучение фактического материала неорганической химии можно было вести на современной теоретической базе и заложить основы решения расчетных задач.

Разделы «Химия элементов – неметаллов» и «Химия элементов – металлов» раскрывают основное содержание курса – фактический материал неорганической химии, который систематизирован на основе периодического закона. Сведения о химических элементах излагаются в определенной последовательности: нахождение в природе, изотопный состав, положение в периодической системе, строение атома и валентные возможности, биологическая роль. Знания о соединениях химических элементов формируются в следующем логическом порядке: получение, строение, физические и химические свойства, применение, техника безопасной работы. Программой предусмотрена сравнительная характеристика свойств элементов и их соединений на основании положения в периодической системе (устойчивость степеней окисления, изменение кислотно-основных и окислительно-восстановительных свойств соединений), которая обобщает учебный материал по данному элементу или подгруппе.

В «Заключении» на основе периодического закона систематизированы общие свойства неметаллов и металлов, раскрываются некоторые вопросы геохимии и радиохимии, кратко освещаются методы исследования неорганических соединений. Изучение этих разделов способствует закреплению логических связей, сформированных в ходе рассмотрения фактического материала курса.

Лекционный курс по неорганической химии рассчитан на 140 часов в первом и втором учебных семестрах. Курс сопровождается проведением практических занятий (70 часов), на которых студенты знакомятся с приемами решения расчетных задач, и выполнением лабораторного практикума (140 часов). Изучение курса неорганической химии предполагает самостоятельную работу студента (150 часов), сдачу коллоквиумов и написание контрольных работ. В каждом из семестров студенты сдают зачет по лабораторному практикуму и экзамен по теоретическому курсу.

Теоретические основы неорганической химии

Основные понятия и законы химии. Атомно-молекулярное учение. Классическое и современное понятие атома. Строение атома. Атомное ядро, нуклоны, электроны, электронные оболочки. Атомный номер и массовое число. Изотопы. Химические элементы. Химическая связь. Ионная и ковалентная связь. Молекулы и формульные единицы.

Моль. Постоянная Авогадро. Количество вещества. Масса, объем и плотность вещества. Атомная и молярная массы. Молярный объем. Атомная единица массы. Относительная атомная и молекулярная массы.

Химический индивид и его признаки. Однородность вещества, понятия фазы и области гомогенности. Характерное строение. Молекулярное и кристаллохимическое строение. Основные понятия химии твердого тела. Элементарная ячейка. Трансляция. Дальний порядок. Представление о полиморфизме и изоморфизме. Определенность состава и закон постоянства состава. Закон кратных отношений. Химический индивид и чистое вещество. Сложное вещество и химическое соединение. Простое вещество и химический элемент. Аллотропия и полиморфизм.

Химическая символика. Номенклатура неорганических соединений.

Система и окружающая среда. Закрытые, открытые и изолированные системы. Гомогенные и гетерогенные системы. Состояние системы и параметры состояния. Стационарное и равновесное состояния системы. Процессы в системе и их классификация. Интенсивные и экстенсивные параметры состояния.

Понятие компонента. Способы выражения состава систем. Массовая и молярная доли. Молярная и моляльная концентрации. Титр. Растворимость. Закон сохранения массы и условие материального баланса. Молярная масса смеси.

Вариантность системы. Понятие независимого компонента. Правило фаз. Диаграмма состояния индивидуального вещества. Фигуративные точки. Фазовые переходы. Применение правила фаз для анализа диаграмм состояния.

Методы определения атомных и молекулярных масс. Экспериментальные методы определения молярных масс летучих веществ. Методы Реньо, Майера и Дюма. Расчет молярных масс из газовых законов. Определение молярных масс нелетучих веществ из коллигативных свойств растворов. Экспериментальное определение атомных масс. Методы, основанные на законе простых объемных отношений. Метод Канниццаро. Масс-спектрометрический метод. Оценка атомных масс из правила Дюлонга и Пти.

Газовые законы. Понятие идеального газа. Уравнение состояния идеального газа. Универсальная газовая постоянная и ее физический смысл. Условия измерения объема. Молярный объем идеального газа. Закон Авогадро. Плотность и относительная плотность газов. Уравнения Клапейрона, Бойля и Мариотта, Гей-Люссака, Шарля.

Смеси идеальных газов. Парциальное давление компонента. Закон парциальных давлений. Объемная доля компонента газовой смеси. Давление насыщенного пара. Математическое описание эвдиометра.

Стехиометрия. Химическая переменная и ее связь с другими экстенсивными величинами. Избыток и недостаток реагентов. Выход продукта реакции. Массовая доля элемента в соединении и установление формул веществ. Простейшая и истинная формулы. Установление состава смесей. Стехиометрия реакций с участием газообразных веществ. Закон простых объемных отношений.

Понятие эквивалента. Эквивалентное число реакции. Эквивалентное число вещества и его физический смысл. Закон эквивалентов. Эквивалентная масса и эквивалентный объем. Эквивалентная масса бинарного соединения. Эквивалентная (нормальная) концентрация. Стехиометрия окислительно-восстановительных реакций и электрохимических процессов. Законы Фарадея. Постоянная Фарадея.

Основы термодинамики. Предмет термодинамики и ее возможности. Энергия и ее виды. Механическая и внутренняя энергия. Теплота и работа – формы передачи энергии. Знаки элементарной теплоты и элементарной работы. Зависимость теплоты и работы от пути процесса. Условия передачи теплоты и совершения работы. Представление теплоты и работы через факторы интенсивности и емкости. Полезная работа и работа расширения. Химическое сродство. Энтропия. Энтропия и термодинамическая вероятность. Постулат Больцмана.

Первое начало термодинамики, его содержание и математическое выражение. Энтальпия. Тепловой эффект. Тепловой эффект при постоянном давлении и постоянном объеме. Теплоемкость. Теплоемкость при постоянном давлении и постоянном объеме. Зависимость энтальпии от температуры. Уравнение Кирхгофа. Удельная и молярная теплоемкости.

Второе начало термодинамики, его содержание. Фундаментальное уравнение термодинамики. Критерий самопроизвольного протекания процесса в изолированной и закрытой системах.

Функция Гиббса и ее дифференциал. Функция Гиббса как критерий самопроизвольного протекания реакции. Уравнение Гиббса и Гельмгольца и его виды. Физический смысл слагаемых в уравнении Гиббса и Гельмгольца.

Зависимость функции Гиббса от давления. Химический потенциал. Стандартный химический потенциал. Относительное парциальное давление. Стандартное состояние газа. Стандартные условия.

Химическая термодинамика. Применение термодинамики к химическим процессам. Изменение экстенсивного свойства в ходе реакции. Взаимосвязь изменений термодинамических функций в ходе реакции. Термохимические уравнения и их линейные преобразования.

Законы Лавуазье – Лапласа и Гесса. Расчет изменений термодинамических функций в ходе реакции их молярных значений этих функций и функций образования и сгорания. Энтальпии образования и энтальпии сгорания веществ. Следствия из закона Гесса. Применение значений энергетических эффектов фазовых превращений и средних энергий химической связи в термохимических расчетах. Экспериментальное определение тепловых эффектов калориметрическим методом. Условие теплового баланса.

Химическое сродство. Уравнение изотермы химической реакции. Термодинамическая константа химического равновесия. Уравнение изобары реакции. Зависимость константы равновесия от температуры. Выражение константы равновесия через парциальные давления и концентрации. Взаимосвязь констант химического равновесия. Предсказание направления процесса из уравнений изотермы и изобары реакции. Принцип динамического равновесия Ле Шателье. Расчет состава равновесной смеси из табличных значений термодинамических функций.

Термодинамика фазовых переходов. Зависимость давления пара от температуры. Энтропия фазового перехода. Зависимость энтропии вещества от температуры. Абсолютная энтропия вещества.

Растворы. Истинные и коллоидные растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Концентрированные и разбавленные растворы.

Растворение как физико-химический процесс. Растворимость веществ и ее температурная зависимость. Энтальпия растворения, энергия кристаллической решетки и энтальпия сольватации.

Коллигативные свойства растворов. Изотонический коэффициент, его связь со степенью диссоциации. Давление пара над раствором. Тоноскопический закон. Повышение точки кипения раствора. Эбулиоскопический закон. Понижение точки начала кристаллизации растворителя. Криоскопический закон. Осмос. Осмотическое давление. Применение коллигативных свойств для определения молярных масс веществ.

Химический потенциал растворенного вещества и растворителя. Несимметричная система стандартных состояний. Реальные газы и реальные растворы. Летучесть и активность. Объединенная система стандартных состояний.

Равновесие газ – жидкость. Закон Генри и его термодинамическое обоснование. Константа Генри. Коэффициент растворимости Оствальда. Коэффициент абсорбции Бунзена.

Равновесие жидкость – жидкость. Закон распределения Нернста и его термодинамическое обоснование. Коэффициент распределения. Исходный раствор, экстрагент, экстракт и рафинат. Коэффициент экстракции. Доля неэкстрагированного вещества. Однократная и многократная экстракция, их характеристические уравнения.

Равновесие твердое тело – жидкость. Диаграммы плавкости двухкомпонентных систем. Фигуративные точки и их значение. Диаграмма плавкости системы, образующей непрерывный ряд твердых растворов. Диаграммы плавкости эвтектического типа с полной взаимной нерастворимостью и ограниченной растворимостью компонентов в твердом состоянии. Диаграмма плавкости системы, компоненты которой образуют химическое соединение. Область гомогенности химического соединения. Применение правила фаз к анализу диаграмм плавкости. Расчет количеств равновесных фаз и частей системы. Кривые охлаждения как источник диаграмм плавкости.

Электролитическая диссоциация. Электролиты. Электролитическая диссоциация и ее термодинамическое описание. Константа и степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные идеи теорий кислот и оснований. Теория электролитической диссоциации Аррениуса, теория сольвосистем Франклина, протонная теория Бренстеда и Лоури, теория Усановича, теория жестких и мягких кислот и оснований Пирсона. Автопротолиз растворителя. Водородный показатель.

Кислотно-основное равновесие. Точный и приближенный расчет ионных равновесий. Ионные равновесия в растворах сильных кислот и оснований. Ионные равновесия в растворах слабых кислот и оснований. Закон разбавления Оствальда. Гидролиз. Способы усиления и подавления гидролиза. Ионные равновесия в растворах гидролизующихся солей. Константа и степень гидролиза. Буферные растворы. Ионные равновесия в буферных растворах.

Равновесие осаждения – растворения и его термодинамическое описание. Произведение растворимости. Условия выпадения и растворения осадка.

Равновесие комплексообразования. Комплексообразователь и лиганды. Координационное число. Общая и ступенчатые константы образования. Константа нестойкости.

Применение значений констант диссоциации, произведения растворимости и констант комплексообразования для предсказания возможности протекания ионных реакций.

Окислительно-восстановительные реакции. Окисление и восстановление. Окислитель и восстановитель. Важнейшие окислители и восстановители, продукты их химического превращения в различных средах. Расстановка коэффициентов в уравнениях реакций методами электронного баланса и полуреакций.

Электрохимия. Проводники первого и второго рода. Понятие электрода и электродной реакции. Классификация электродов. Электродный потенциал. Зависимость электродного потенциала от концентрации. Уравнение Нернста.

Электрохимическая ячейка. Гальванический элемент и его термодинамическое описание. ЭДС гальванического элемента. Определение термодинамических функций по электрохимическим данным. Электролиз. Напряжение разложения. Составление уравнений процессов электролиза. Практическое применение электролиза.

Химическая кинетика и катализ. Скорость химической реакции. Механизм реакции. Простые и сложные реакции.

Зависимость скорости реакции от концентрации реагентов. Закон действующих масс. Кинетическое уравнение. Константа скорости химической реакции. Порядок и молекулярность реакций. Кинетические кривые и их уравнения.

Зависимость скорости реакции от температуры. Уравнения Вант-Гоффа и Аррениуса. Температурный коэффициент скорости реакции. Энергия активации и ее физический смысл. Энергетическая диаграмма реакции. Предэкспоненциальный множитель. Частотный и пространственный факторы.

Катализ и катализаторы. Гомогенный и гетерогенный катализ. Ингибиторы. Промоторы. Примеры каталитических реакций.

Комплексные соединения. Основные понятия и определения. Комплексное соединение. Внешняя сфера. Внутренняя сфера. Комплексообразователь (центральный атом). Лиганды (адденды). Координационное число. Дентатность. Мостиковые лиганды. Кластеры.

Основные положения координационной теории А.Вернера. Главная и побочная валентности.

Классификация комплексных соединений. Классификация по заряду внутренней сферы. Нейтральные, катионные и анионные комплексы. Классификация по природе лиганда. Аквакомплексы, аммиакаты, гидроксикомплексы, ацидокомпексы, карбонилы, смешаннолигандные комплексы. Классификация по числу центральных атомов во внутренней сфере. Одноядерные и многоядерные комплексы. Особые группы комплексных соединений. Хелаты, двойные соли, изополисоединения, гетерополисоединения.

Изомерия комплексных соединений. Структурная изомерия. Междусферная изомерия (ионизационная, гидратная, молекулярная (сольватная) изомерия). Лигандная изомерия (изомерия лиганда, связевая (солевая) изомерия). Координационная изомерия (метамерия и полимерия). Пространственная изомерия (геометрическая и оптическая изомерия).

Номенклатура комплексных соединений. Тривиальная и систематическая номенклатура. Правила формирования названий катионных, нейтральных и анионных комплексов. Указание числа лигандов, природы лиганда и степени окисления центрального атома. Указание числа сложных лигандов. Указание на мостиковые лиганды и лиганды, координированные несколькими атомами. Составление систематических названий комплексных соединений.

Термодинамическая и кинетическая стабильность комплексов. Устойчивые и неустойчивые комплексы. Инертные и лабильные комплексы. Обсуждение термодинамической стабильности комплексов с позиций теории жестких и мягких кислот и оснований.

Природа химической связи в комплексных соединениях. Основные идеи метода валентных связей, теории кристаллического поля, метода молекулярных орбиталей и теории поля лигандов. Методологическое значение теории строения комплексных соединений.

Предсказание строения и свойств комплексных соединений с позиций метода валентных связей. Определение электронной конфигурации центрального атома. Внешнеорбитальные и внутриорбитальные комплексы. Высокоспиноовые и низкоспиновые комплексы. Роль природы лиганда в образовании внешнеорбитальных и внутриорбитальных комплексов. Предсказание кинетической устойчивости комплексов. Отнесение комплексного соединения к внешнеорбитальным и внутриорбитальным комплексам. Предсказание координационного числа, типа гибридизации и геометрической формы комплекса и его магнитных свойств.

Предсказание строения и свойств комплексных соединений с позиций теории кристаллического поля. Предсказание относительного расположения орбиталей центрального атома в поле лигандов октаэдрической, тетраэдрической и плоскоквадратной симметрии. Параметр расщепления. Спектрохимический ряд. Оценка величины расщепления d- подуровня центрального атома. Заполнение расщепленного уровня электронами в случае лигандов сильного и слабого поля. Предсказание окраски комплексного соединения из значения параметра расщепления. Предсказание поведения комплекса в магнитном поле. Энергия стабилизации кристаллическим полем (ЭСКП). Расчет ЭСКП для октаэдрических и тетраэдрических комплексов, образованных лигандами сильного и слабого поля. Предсказание кинетической устойчивости комплексов с позиций теории кристаллического поля.

Хелатные комплексы. Хелатный эффект. Правило циклов. Примеры хелатообразующих лигандов. Внутрикомплексные соединения.

π-Комплексы. Образование координационной связи в π-комплексах. Примеры π-комплексов. π-Дативное взаимодействие на примере ферроцена и бис-(бензол)хрома.

Химические реакции с участием комплексных соединений. Реакции перемещения лигандов между внешней и внутренней сферами. Диссоциация комплексных соединений по внешней и внутренней сферам. Ступенчатые и общие (полные) константы образования. Константа нестойкости. Расчет ионных равновесий в растворах комплексных соединений. Реакции замещения лиганда. Диссоциативный и ассоциативный механизмы замещения. Представление процессов диссоциации комплекса как процессов замещения лигандов молекулами воды. Стереохимия процессов замещения в квадратных и октаэдрических комплексах. Явление транс-влияния. Ряд транс-влияния. Предсказание строения продуктов замещения с позиций представлений о транс-влиянии. Перераспределение лигандов и образование смешанных комплексов. Внутримолекулярные превращения комплексного соединения. Химические превращения координированных лигандов. Протонирование и депротонирование лиганда. Гидроксоляция и ее последствия. Преодоление гидроксоляции в кислых и щелочных средах. Изомеризация лигандов. Реакции присоединения, внедрения и конденсации с органическим координированным лигандом. Металлокомплексный катализ. Окислительно-восстановительные превращения центрального атома. Влияние природы лиганда на значения окислительно-восстановительных потенциалов превращений центрального атома.

Значение комплексных соединений в природе, технологии, сельском хозяйстве, медицине.

Понравилась статья? Поделитесь ей