Контакты

Блатным здесь не место. Правила целевого приёма в вузы ужесточат

Его особенности, преимущества, недостатки.

При подготовке к поступлению в вуз принято рассматривать разные варианты. Один из них, это поступление в рамках так называемого целевого набора. Его особенность состоит в том, что абитуриент приходит в вуз не только с результатами ЕГЭ, но и с соответствующим направлением от какого - либо региона или учреждения. При этом, в случае успешного прохождения конкурса он зачисляется на выбранную им специальность, обучается там, а после окончания вуза идет работать в то место, откуда его направили.

Вроде бы все ясно и понятно. Однако, система целевого набора куда более сложная, чем это может показаться на первый взгляд. Она таит в себе и массу нюансов, которые не мешало бы знать будущему абитуриенту. Остановимся лишь на некоторых из них.

Взять хотя бы то обстоятельство, что де факто существует, два варианта целевого набора. Один из них осуществляется по договорам, заключенным с органами исполнительной власти. Другой - по договорам с предприятиями и организациями, а также в рамках госпрограмм связанных с развитием оборонно-промышленного комплекса. И хотя второй вариант формально не считается целевым, он, тем не менее, к нему приравнивается и получил широкое распространение.

Другая особенность целевого набора - в отраслевых вузах, где учредителем является профильное министерство (ведомство), количество выделенных под него бюджетных мест, как правило, больше, чем у вузов, находящихся в непосредственном подчинении Минобрнауки. Причем, на практике, оно зачастую превышает и установленные нормативы, согласно которым доля целевиков не может быть больше 15% от контрольных цифр приема. И такое положение дел считается вполне допустимым, если, конечно, величина целевого набора предварительно согласована с учредителем.

Будущим целевикам необходимо учитывать и то обстоятельство, что договора между вузами и заказчиками (органы исполнительной власти, ведомства, предприятия, организации), заключаются, как правило, в апреле - мае месяце, т.к. именно к этому времени утрясаются все вопросы с финансированием, списками претендентов и количеством выделенных им мест для обучения.

Еще один интригующий момент. Он касается возможности отказа в предоставлении целевых мест. Подобные случаи - обычное явление. Вуз не резиновый и он не обязан удовлетворять интересы всех, кто обратился к нему с запросом. Тут очень важна исторически сложившаяся практика взаимодействия вуза с теми структурами, которые ранее с ним сотрудничали и с которыми уже заключались договора на подготовку будущих специалистов.

Важным является знание и того факта, что сотрудничество с вузом осуществляется не вообще, а по вполне определенным направлениям подготовки. Т.е., к примеру, один заказчик, заинтересован в подготовке специалистов по компьютерной безопасности, а другой по безопасности автоматизированных систем. Именно поэтому, будущему целевику необходимо иметь представление не только о партнерах вуза по целевому набору, но и о специфике их запросов, адресованных вузу.

При этом, следует учитывать также то обстоятельство, что потребности в целевых специалистах могут формироваться двояким образом - либо спускаться по соподчиненности сверху, либо формироваться снизу, в соответствии с запросами конкретных предприятий и организаций. Яркий пример первого случая - медицинские вузы, где основные параметры целевого набора устанавливаются Минздравом. Второй, более свойственен техническим вузам, имеющим тесные связи с предприятиями - партнерами, которые и являются в дальнейшем работодателями.

Чем же интересен для всех целевой набор? Если брать вузы, то его выгода вполне очевидна - целевой набор это фактически гарантированное заполнение бюджетных мест, причем вне зависимости от демографической ситуации или каких либо других неприятных обстоятельств. При этом, для наиболее популярных вузов, не испытывающих проблем с абитуриентами, этот вопрос менее актуален по сравнению с остальными, в силу чего и число мест выделенных целевикам там несравненно меньше, чем у других.

Не менее заинтересованы в целевом наборе и сами абитуриенты. Оно и понятно - целевое направление позволяет закрыть сразу много вопросов. Во - первых, его наличие существенным образом облегчает сам процесс поступления, т.к. эта группа абитуриентов идет отдельным конкурсом, который значительно ниже обычного, и зачисляется в первую очередь. Во - вторых, целевое направление позволяет особо не задумываться о трудоустройстве после окончания вуза, потому что будущее место работы уже изначально определено. Важным является и то обстоятельство, что целевики зачастую обладают определенными преимуществами по сравнению с остальными учащимися. В частности, речь может идти о первоочередном заселении в общежитие, что особо важно для иногородних студентов или дополнительном стипендиальном обеспечении за счет будущих работодателей.

Есть у целевого набора и обратная сторона медали. Речь идет об обязательствах, которые накладываются на выпускников. Основное из них - это практически полное отсутствие выбора места работы после окончания вуза. Согласно установленного порядка целевик обязан трудоустроиться в той организации, которая его направляла на учебу, и отработать там, не менее 3-лет. При несоблюдении указанной нормы, работодатель вправе обратиться в суд и через него взыскать с нарушителя расходы по обучению.

Если же все это не смущает - в добрый путь. Целевой набор не такая уж неразрешимая задача, как это может показаться на первый взгляд.

Информация о том, где взять целевое направление -

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Сегодня хотелось бы напомнить или рассказать абитуриентам про целевое направление, его плюсы и минусы. Итак, что же хорошего и плохого есть в поступление по целевому направлению? На самом деле тема достаточно обширная, поэтому я освещу основные пункты, если будут вопросы, спрашивайте в комментариях, постараюсь ответить.

Что такое целевое направление, как получить и какие есть плюсы?

Целевое направление – это возможность бесплатно обучаться в ВУЗе, получить специальность и, что самое интересное, место работы. Целевое направление на обучение как получить? Будем откровенны, зачастую целевое направление получают, что называется «по блату», но официально варианты где взять целевое направление следующие:

Но не нужно думать, что наличие целевого направления автоматически делает Вас студентом, это не совсем так. Конкурс при поступлении всё же будет, но не среди всех абитуриентов, а только среди «целевиков», то есть абитуриентов, имеющих целевое направление. Этот конкурс проходит проще, поскольку конкуренция значительно ниже, да и проходные баллы ЕГЭ несколько ниже.

Ещё один момент, связанный с обучением по целевому направлению заключается в том, что сейчас все ВУЗы переходят на так называемую Болонскую систему образования. Проще говоря, сейчас вместо обучения специалистов есть обучение бакалавров и магистров. Назревает логичный вопрос, а кем можно стать после обучения по целевому направлению — бакалавром или магистром? На уровне закона это не прописано (или я не нашел), но нашел, что бакалавром или магистром Вы станете зависит от заключенного с предприятием договора и его готовности оплачивать Ваше образование. Если предприятию нужны магистры и оно готово оплатить образование в магистратуре, то быть Вам магистром, в противном случае — бакалавром

Теперь соберем в кучу все преимущества от поступления по целевому направлению:

  • Легче поступить, конкурентов меньше, проходной бал ЕГЭ ниже.
  • Бесплатное обучение, поскольку всё за Вас оплатит предприятие, которое выдало целевое направление.
  • Наличие места работы после окончания ВУЗа. Более того, после поступления будет составлен договор между институтом, предприятием и Вами, где будет прописано, что Вы обязаны отработать несколько лет на данном предприятии или возместить предприятию все деньги, потраченные на оплату Вашего обучения.

Поступление по целевому направлению, минусы.

Как и всегда, в любом хорошем деле найдется ложка дёгтя. Возможно для Вас это всё будет мелочами, но знать о них не будет лишним:

  • Вы можете разочароваться в выборе специальности. Вдруг поймете, что Вы хотите быть не, скажем, медиком, а, например, архитектором. Но после окончания обучения придется несколько лет (минимум 3 года) отработать медиком.
  • Вы не будете получать стипендию от института и про тоже можно забыть. Возможно, будет стипендия от предприятия, но не факт.
  • Вы не сможете переехать в другой город, пока не отработаете указанный в договоре срок.
  • Возможно каждое лето Вы будете проходить практику на предприятии, которое выдало Вам целевое направление.
  • Вам может не понравиться институт, в который Вы поступили, но это уже совсем мелочи, как мне кажется.

«Законопроект, совершенст-вующий механизмы целевого приёма в вузы, будет внесён в Госдуму в ближайшие месяцы», - поделился с «АиФ» информацией Александр Соболев, директор департамента госполитики в сфере высшего образования Мин-обрнауки .

Поясним. Поступление в вуз происходит по результатам Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по 3 или 4 предметам (зависит от специальности). И чем престижнее вуз, тем выше суммарный балл ЕГЭ. Однако существует лазейка, благодаря которой троечники обходят при поступлении отличников. Это «целевой набор». Региональные органы власти, муниципальные организации, предприятия с долей госсобст-венности могут направлять абитуриентов в лучшие вузы на обучение за госсчёт. И льгота эта, увы, нередко отдаётся не талантливым, а имеющим нужные связи. Если, к примеру, проходной балл на престижную специальность - 240, то ребёнок, получивший на ЕГЭ 239, не поступит, а «целевика» со 130 зачислят. И формально всё будет законно. Единственный вуз, который в 2016 г. установил для «целевиков» такой же минимальный проходной балл, как и для обычных абитуриентов (210 баллов), - МИСИС.

Изначально целевой набор был придуман, чтобы обеспечить регионы специалистами. «Когда появился ЕГЭ, эффективность целевого набора фактически свелась к нулю, - поясняет Владимир Филиппов, ректор РУДН . - Нет способов заставить специалиста с дипломом вернуться работать в свой регион. Не всегда регионы просят квоту на обучение тех специалистов, которые им нужны. Многие выпускники региональных школ хотят быть стоматологами, юристами и специалистами по международным отношениям. Очевидно, что в большом количестве в своём регионе они не нужны».

«Лишь 3-12% «целевиков» после получения диплома едут работать на предприятие, которое их направило на учёбу», - замечает Алевтина Черникова, ректор МИСИС .

В прошлом году Минобрнауки провело мониторинг целевого приёма и выявило: более 51% договоров о целевом обучении не содержит мер социальной поддержки студентов, в 62% договоров не указаны сроки трудоустройства выпускников. В законе установлены обязательст-ва заказчика целевого приёма и студентов, но на практике не выполняются. Осенью 2016 г. премьер Д. Медведев . Главное новшество законопроекта - выпускник обязан не менее 3 лет отработать в организации. Поступающих нынешнего сезона изменения не коснутся.

Целевое обучение

Сейчас

Договор на целевое обучение 2-сторонний, заключается между поступающим и направляющей организацией.

Вуз обязан принять абитуриента и потом выдать направление на трудоустройство на то предприятие, которое заключило с ним договор. Абитуриенты по договору обязаны в течение месяца после получения диплома об образовании явиться в организацию, которая направила их на обучение, и заключить трудовой контракт.

На деле возвращаются единицы, и никаких санкций для них не предусмотрено.

Что изменится?*

Договор

Должен быть 3-сторонним - между абитуриентом, заказчиком (госорган, предприятие, направляющее на учёбу) и вузом. Договор заключается до начала приёмной кампании, причём стороной, подписывающей договор и отвечающей за наличие в договоре взаимных обязательств абитуриента и заказчика, является вуз.

1. Проверяет договор. В случае отсутствия в нём чётко прописанных обязательств и ответственности сторон вуз должен отказаться от подписания документа и не принимать данного абитуриента по квоте целевого приёма.

2. Организует конкурс в пределах квоты целевого приёма.

3. Создаёт условия для освоения студентом образовательной программы.

Студент

1. Обязуется успешно осваивать образовательную программу (не ходить на лекции уже не получится). Критерий успешности обучения устанавливается вузом и прописывается в договоре.

2. После окончания вуза «целевик» обязан не менее 3 лет отработать в организации, указанной в договоре, на условиях, прописанных в договоре.

Заказчик (предприятие или госорган)

1. Предоставляет меры соцподдержки: выплачивает повышенную стипендию, оплачивает жильё и т. д.

2. Организует практику студента.

3 Принимает на работу выпускника на должность, соответствующую уровню полученного образования.

* Нормы ещё обсуждаются и вступят в силу в приёмную кампанию 2018-2019 гг.

Мои ученики часто спрашивают, что такое целевое направление, как его получить, в чем преимущества и недостатки данной системы. В этой статье я попытаюсь ответить на все эти вопросы.


Работодатель оплачивает вашу учёбу, а вы после получения образования обязаны отработать на него

Что же такое целевое направление?

Целевое направление - это официальное обращение компании (государственной организации) к вузу, с просьбой зачислить вас на учебу. Будущий работодатель оплачивает ваше образование, и, получив диплом, вы будете обязаны отработать на него от трех до пяти лет.

Как получить целевое направление?

Шаг первый — находим компанию, от лица которой будет отправлен запрос в администрацию вуза.

Лайфхак: чтобы не тратить много времени на самостоятельные поиски такой организации, вы можете узнать в приёмной комиссии, с какими фирмами у них были заключены договоры. Также можно поинтересоваться у других студентов-«целевиков».

Шаг второй

Не менее чем за полгода до ЕГЭ вы заключаете договор с компанией. Как правило, у фирм уже существуют определенные договоренности с вузами, и вам нужно будет выбрать направление в одном из предложенных институтов от работодателя.

Обязательно детально изучите договор: важно понимать, когда вы придёте на выработку (после окончания специалитета, бакалавриата или магистратуры, которую фирма также может оплатить), сколько лет вы будете работать на компанию после окончания обучения и на каких условиях.

Шаг третий

Собираем документы. Необходимый перечень бумаг вам подскажет работодатель. Будьте готовы, что это займет некоторое время. В администрацию компании нужно подать заявление, где указываются личные данные ученика, номер общеобразовательного учреждения, класс, желаемая специальность и вуз.

Договоры между вузами и заказчиками заключаются в апреле - мае, именно к этому моменту решаются все вопросы с финансированием, списками претендентов и количеством выделенных целевых мест.

Если желающих обучаться по целевой программе больше, чем количество выделенных мест, то  среди «целевиков» проводится конкурс на  основе баллов ЕГЭ.

Шаг четвертый

Готовимся к ЕГЭ! Помните: наличие договора не повод расслабляться!

Шаг пятый

Июнь. Подходит срок подачи документов. Вы обязательно должны сообщить приёмной комиссии, что поступаете по целевому направлению. Стоит отметить, что подавать документы по данной программе можно ТОЛЬКО в один вуз по одному направлению. В остальные вузы вы будете проходить по общему конкурсу (сумма баллов ЕГЭ).

В чем преимущества целевого направления?

Для выпускника этот формат облегчает процесс поступления, поскольку данная группа абитуриентов идет отдельным конкурсом, который значительно ниже общего. Целевое направление также позволяет не задумываться о трудоустройстве после окончания вуза.

Кроме того, «целевики» имеют право на первоочередное заселение в общежитие и надбавку к стипендии за счет будущих работодателей.

Приказ о зачислении таких студентов появляется раньше приказа о зачислении остальных студентов, что является плюсом для тех, кто не прошел этот конкурс – еще останется время подать документы на общих основаниях.

А есть ли недостатки?

Да, разумеется, свои подводные камни тоже есть. Прежде всего, речь идет об обязательствах, которые компании накладывают на выпускников. Основное из них - это практически полное отсутствие выбора места работы после окончания вуза (работаешь там, где скажут).

Например, отучившись в престижном вузе в Москве, выпускник обязан вернуться в город, где он получил направление от администрации. Рассчитывать на повышение зарплаты или карьерный рост в течение срока отработки не стоит.

Ну и, наконец, студент обязан учиться, закрывать сессии, не иметь хвостов. При несоблюдении любого из условий договора работодатель вправе обратиться в суд и через него взыскать с нарушителя расходы на обучение.

Таким образом, если вы любите стабильность, не хотите рисковать, отнестись серьезно подходите к выбору места работы, то целевое направление – оптимальный вариант.

Абитуриенты-целевики обычно набирают меньше баллов за ЕГЭ, и их бывает недостаточно для того, чтобы поступить в вуз на «бюджет». Поэтому они обращаются за помощью к государственным органам и предприятиям, которые готовы оплатить всю учебу студента, если тот потом отработает у них в компании несколько лет. Система удобная и функционирует давно, только вот знают о ней немногие. Если вы тоже первый раз об этом слышите - почитайте об этом и . Ну а мы завершаем цикл публикаций про целевые места историями самих целевиков.

История первая. «Спасибо маме»

«Я учусь в юридическом институте на третьем курсе. Моя мама работает в прокуратуре, и всеми нужными бумагами для целевого направления занималась она - помню, везде ходила, все узнавала, собирала документы… Короче, чуть ли не вместо меня подала их в Южную транспортную прокуратуру в Ростове-на-Дону. Конкурс был большой - где-то восемь человек на место. Я успешно прошла несколько тестов на профпригодность, написала ЕГЭ, кажется, на 230 баллов, принесла свою золотую медаль. Все это помогло мне получить целевое место. Я всегда хотела работать в органах и очень рада, что теперь у меня заключен договор на пять лет работы в прокуратуре».

Арина, Санкт-Петербургский юридический институт
(филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, специальность «Юриспруденция».


История вторая. «Ну, поработаю учителем. Вроде неплохо»

«Целевое направление мне предложили в моей школе. Я подумала, что это будет хорошей страховкой на случай, если не пройду по обычному конкурсу - школа хорошая, коллектив приятный, так что ничего плохого в том, чтобы поработать там учителем пару лет, я не вижу. И это было правильным решением: я сдала ЕГЭ на 198 баллов, и на «бюджет» с такими баллами я бы не поступила. Когда мое имя появилось в рейтинге, я долго была одна на шесть выделенных целевых мест. Конкурса в итоге не было вообще. Так что если вы сомневаетесь в своих баллах и хотите работать по специальности, обязательно подайте документы на целевое».

Марина, Мурманский арктический государственный университет, специальность «Педагогическое образование, русский язык и литература».


История третья. «От офигительного конкурса можно спастись только так»

«Я не помню точного названия организации, с которой у меня договор, но это какое-то муниципальное управление градостроительства и архитектуры Новокубанска. Все документы я собирал в апреле, до ЕГЭ. Конкурса не было вообще - от этого заказчика я был один. По идее я должен отработать у них по окончании вуза несколько лет, но такое вряд ли произойдет, потому что там нет рабочих мест. И не предвидится. А выбрал я целевое обучение, потому что был офигительно высокий конкурс на бюджетные места - где-то 50 человек на место».

Владимир, Кубанский государственный аграрный университет им И. Т. Трубилина, специальность «Строительство уникальных зданий и сооружений».

История четвертая. «У меня 167 баллов. Куда мне с ними, если не на целевое?»

«В начале 11 класса я поняла, что нужно сдавать физику и что я совсем к ней не готова. Вероятность того, что я смогу поступить, была маленькой. Классный руководитель рассказал мне про целевые места, мы все обсудили с родителями и решили попробовать. В марте я уже всюду отправляла свои анкеты и звонила. Большинство говорили, что меня возьмут, но мои документы им нужны только после того, как станут известны баллы за ЕГЭ. Когда прошли экзамены, я снова всех обзвонила, и с моими 167 баллами меня взяли только на одно предприятие. И я этому очень рада».

Ксения, Российский Технологический Университет, специальность «Радиотехника».


История пятая. «Отрабатывать не надо. Надо работать»

«Я хотела поступать в Казань на целевое место, но когда мне пришли результаты ЕГЭ, у меня оказалось больше баллов, чем я рассчитывала. Тогда я задумалась: а почему бы мне не попробовать поступить в Москву? Я слетала в столицу, сходила не предприятие, узнала там о специальностях, на которые объявлен конкурс. Поначалу засомневалась, потому что в Московский авиационный институт, например, я бы поступила и без целевого. Но после того как я сходила в «бауманку», я поняла, что хочу учиться именно здесь. Поэтому я подписала договор. В компании, кстати, мне сказали так: «отрабатывать» у нас не надо - надо «работать». Многие пользуются возможностью и потом не возвращаются в компании, которые платили за их учебу. Я считаю, что это неправильно. И нужно понимать всю ответственность, которую вы берете на себя, подписывая договор».

Софья, МГТУ им. Н. Э. Баумана, специальность «Ракетно-космические композитные конструкции».

Понравилась статья? Поделитесь ей