Контакты

Битва при Пате. Юбилей финального сражения Столетней войны

Москва один из редких городов мира, вобравший в себя множество традиций, культур и национальностей. Плюньте тому в лицо, кто скажет «Вот опять понаехали». Москва именно этим и сильна, что сюда едут отовсюду, и каждый привносит свое. Мы продолжаем серию публикаций про иностранные места в Москве. На сайте уже появлялись публикации про , и .
Сегодня очередь за Францией .

Итак, интересные истории и места Москвы, связанные с французами —>

Поклонную гору можно с уверенностью назвать одним из французских мест Москвы. Здесь Наполеон в 1812 г. ждал, когда ему все же принесут ключи от города, но так и не дождался.
Строго говоря, старую Поклонную гору, с которой Наполеон смотрел на Москву срыли еще в советское время, а нынешняя «новодел».

Ныне в классическом здании у Петровских ворот располагается больница №24

Во время наполеоновской оккупации Москвы в этом доме расположился штаб Главного интенданта армии, находившийся при нём будущий французский писатель Стендаль (Мари-Анри Бейль) отозвался о здании:
«В Париже нет ни одного клуба, который мог бы с ним сравниться»
Здесь же Стендаль немного пограбил винный погреб.

Сейчас большая часть здания просто заброшена.

На месте этих домов у Никитских ворот был театр, который во время оккупации Москвы в 1812 году был переделан под французский. Постановки были богатыми, благо из самого Кремля были реквизированы царские одежды и серебряная посуда. Театр посещал и сам Наполеон.

В целом, тема пребывания французских войск в Москве довольно широкая и мы ее будем раскрывать отдельно в рамках специальной экскурсии .

В Александровском саду стоит уникальный в своем роде памятник: последний царский и первый революционный одновременно. Установлен он был в честь 300-летия дома Романовых (1913 г.), на нем были выбиты имена всех царей династии. После революции и московских боев решено было не сносить царский памятник, а просто заменить имена царей на имена революционеров. Таким и дошел он до наших дней.
На монументе перечислен ряд французских мыслителей и революционеров, в том числе Сен-Симон, Вальян, Фурье, Жорес, Прудон.

Интересно, что изначально обелиск стоял примерно на месте могилы Неизвестного солдата, а затем в 1960-х его перенесли на нынешнее место.

Нынешний концертный зал Чайковского на Маяковской до революции выглядел так:

Здание принадлежало театру французского антрепренера Шарля Омона. Это был один из самых дорогих театров города, собиравший на представления весь цвет дореволюционной богемы. Находящий рядом развлекательный сад «Аквариум» также принадлежал Шарлю Омону. По выходным там играли оркестры и гуляла нарядная публика.

В 1930-х здание бывшего театра Омона привели к настоящему виду.

Московские бульвары есть ни что иное как заимствование из Франции.

Екатерина II (состояла, кстати, в переписке с Вольтером) в свое время посетила Москву и, увидев обшарпанную старую стену Белого города, выразила мнение, что Москве, мол, татаро-монгольские полчища уже давно не угрожают и сделали бы лучше себе вместо никому не нужной старой стены что-то типа французских boulevards.
Так слово и вошло в русский язык, а сами бульвары на месте стены разбили уже к началу XIX века. Первым бульваром Москвы стал Тверской бульвар.

И хоть много времени много прошло, да все равно до сих пор от стены остались в названиях площадей напоминания о проездах в стене — Петровские ворота, Никитские ворота и т.п.

За Белорусским вокзалом в начале XX столетия располагалась кинофабрика французов братьев Пате . Только за 1909-1913 гг. они выпустили около 50 игровых кинофильмов.

Снимались также и документальные фильмы. В последние годы особой популярностью пользовался размещенный в Интернете документальный очерк производства Братьев Пате, «Снегопад в Москве» 1908 г.

В 1913 г. братьям Пате удалось вовремя продать свой бизнес торговому дому «Тиман и Рейнгардт»

Интересно также, что кроме кинопроизводства фирма братьев Пате занималась производством переносной версии грамофона собственной конструкции. По производителю в русском языке эту версию так и назвали — патефон .

В здании театра «Школа современной пьесы» на Трубной площади во второй половине XIX века располагался известный на всю Москву ресторан Эрмитаж.
Шеф-поваром в нем был Люсьен Оливье, автор самого знаменитого салата, который во всем мире кроме как «русский салат» больше не называют.

Владимир Гиляровский в книге «Москва и москвичи» писал:

…Считалось особым шиком, когда обеды готовил повар-француз Оливье, еще тогда прославившийся изобретенным им «салатом Оливье», без которого обед не в обед и тайну которого не открывал. Как ни старались гурманы, не выходило: то, да не то…
Дворянство так и хлынуло в новый французский ресторан, где, кроме общих зал и кабинетов, был белый колонный зал, в котором можно было заказывать такие же обеды, какие делал Оливье в особняках у вельмож. На эти обеды также выписывались деликатесы из-за границы и лучшие вина с удостоверением, что этот коньяк из подвалов дворца Людовика XVI, и с надписью «Трианон»…
…Три француза вели все дело. Общий надзор — Оливье. К избранным гостям — Мариус и в кухне парижская знаменитость — повар Дюге.

Кстати, автор салата, француз Оливье похоронен в Москве, на Введенском кладбище.

На улице Павла Андреева квартал занимают ФГУП Гознак и парфюмерная фабрика «Новая Заря»
До революции здесь располагалась парфюмерная фабрика Брокар и К .
В середине XIX века Анри Брокар (или как его здесь называли Генрих Афанасьевич Брокар) переехал в Россию и открыл производство мыла и парфюмерии.

Фирма сильно выросла за вторую половину XIX века, сыновья продолжили дело отца, но в 1917 году новые власти все национализировали и отдали под Гознак. Парфюмерная фабрика «Новая заря» разместилась на смежной территории.

Что интересно, популярные несколько десятилетий советские духи «Красная Москва» изначально были придуманы именно фирмой Брокар к 300-летию дома Романывых в 1913 г. и назывались «Любимый букет императрицы»

Самым большим конкурентом фирмы Брокар и К. была другая парфюмерная фирма французского происхождения — товарищество Ралле и К .

В 1843 году на Вятской улице француз Альфонс Ралле открыл свою фабрику, которая тоже успешно просуществовала до революции и после национализации стала парфюмерной фабрикой «Свобода».

Здесь нельзя не рассказать замечательную историю об одном работнике т-ва Ралле, Эрнесте Бо.

Он работал на фабрике Ралле и был парфюмером. С началом Первой Мировой ушел в армию. Служил на Кольском полуострове и сильно впечатлился местной природой. Как парфюмера, его особенно возхищала свежесть и аромат северных озер и рек в лучах незаходящего солнца. После революции он трудился на парфюмерном производстве в Грасе (Франция), где из нескольких вариантов изобретенных им духов Коко Шанель выбрала вариант №5. Так появились знаменитые Шанель №5. Сам Эрнест Бо позже вспоминал о Кольском полуострове и говорил: “Этот характерный запах я сохранил в своей памяти, и после больших усилий и трудов мне удалось воссоздать его, хотя первые альдегиды были неустойчивы».

Между Милютинским переулком и Большой Лубянкой расположился французский костел Св.Людовика.

Французы стали массово переезжать в Россию и, в частности, в Москву после французской революции 1789 г. В районе Лубянки жила одна из общин, которая еще в конце XVIII столетия построила себе небольшой храм на этом месте. к 1830-м гг. было построено нынешнее здание. Интересно, что за все время, даже в советский период, церковь не закрывалась. Здесь и сейчас проходят службы на французском и собирается община.

s

Рядом с церковью в Милютинский переулок смотрит крупное краснокирпичное здание, построенное при церкви в 1890-х. В нем располагались мужское реальное училище и женская гимназия. В советское время в реквизированном у церкви здании разместилась школа, а в 1997 г. при участии тогдашнего президента Франции Жака Ширака открылся лицей Александра Дюма, где обучение ведется исключительно на французском.

И завершить хотелось бы ярким зданием на Якиманке, ныне принадлежащее посольству Франции. Это бывший дом купца Игумнова, переданный французской республике после революции.

Интерактивная карта с описанными точками :

View in a larger map

P.S. мы подозреваем, что это далеко не полный список французских мест в Москве. Если вы знаете еще, то можно написать об этом в комментариях ниже .

Остров Пате. Фото: quanjing.com

Жители африканского острова Пате, находящегося в Индийском океане у побережья Кении, убеждены в том, что являются потомками китайских мореходов, сообщает М еждународное радио Китая.

Пате находится в 8 километрах от ближайшего порта Кении. Островитяне часто ездят на маленьких лодках на материк в поисках работы или за продовольствием. Эти простые чернокожие парни утверждают: в числе их предков - китайские моряки, потерпевшие здесь кораблекрушение века назад. Легенда гласит, что около 600 лет назад одно из судов флотилии китайского адмирала Чжэн Хэ затонуло неподалеку от острова, а его команда высадилась на берегах Пате, где и осталась жить, переженившись на местных девах.

Пате был заселен приблизительно в 14-16 веках. Пока не существует весомых доказательств тому, что жители острова являются потомками китайских мореходов, так как большинство исторических памятников уничтожено временем. Однако история семи плаваний огромного китайского флота под командованием Чжэн Хэ гласит, что задачей пятого и шестого походов было приплыть к африканскому побережью и наладить торговлю с местными государствами.

Существуют и другие признаки возможной связи жителей Пате с Китаем. Местные жители владеют специфическим методом изготовления глиняной посуды, который отличается от методов других племен Кении, но очень похож на традиционный китайский способ. В конце 20 века археологи обнаружили здесь осколки глиняной посуды, выполненной в китайском стиле, но украшенной африканскими символами.

Более того, некоторые древние захоронения на острове отличаются от других. Большинство старых могил на севере острова обращено к Мекке, так как в основном среди местного населения преобладали мусульманские племена. Однако часть гробниц направлена на восток, в сторону Китая.

Вера в общую родословную не возникает на пустом месте, но и не может быть подтверждена. Легенды передаются из уст в уста, видоизменяясь со временем. Тем не менее, жители острова Пате глубоко убеждены в том, что они потомки великого Чжэн Хэ, чье путешествие проходило по водам у восточного побережья Африки, и ищут способы доказать свою родословную.

Волна внимания к африканским потомкам китайских мореплавателей поднялась 11 июля, когда в Китае отмечают День моряка. Праздник прописан в официальном календаре с 2005 года, когда отмечалось 600-летие первого из знаменитых “походов в Западные моря” древнекитайского мореплавателя Чжэн Хэ. В общей сложности флот Чжэн Хэ, состоявший из 250 судов совершил семь походов на Запад, заходил в десятки стран Юго-Восточной Азии и достиг восточного побережья Африки. Некоторые историки утверждают, что именно Чжэн Хэ, а не Колумб, первым открыл Америку. Впрочем, достоверно это пока не доказано.

Патэ (pate. франц.) – общее название блюд наподобие террина или паштета, исключительно французский кулинарный феномен. Французские кулинары и гурманы различают три типа патэ и множество видов и подвидов. Это может быть фарш из чего-либо (на основе мяса, рыбы, грибов, овощей), запеченный в тесте (в том числе, и в тарталетках) или в специальных керамических формах (на манер террина). Патэ в тесте может подаваться в холодном и горячем видах, запеченное в керамических формах – только в холодном. Тарталетки обыкновенно делают из песочного или (лучше) (можно использовать готовые или повозиться и испечь их самостоятельно).

Патэ из мяса с куриной печенью и коньяком

Ингредиенты:

  • нежирная свинина – около 200 г;
  • грудинка свиная копченная жирная – 200 г;
  • куриное филе без кожи с бедер или грудки – около 200 г;
  • печень куриная – около 200 г;
  • репчатый лук – 2 шт.;
  • горчица дижонская – 1 ст. ложка;
  • сливки натуральные молочные;
  • коньяк – 5-80 мл;
  • сухие молотые специи (душистый перец, мускатный орех, гвоздика, кориандр и др.).

Приготовление

Куриное и свиное мясо пропустим через мясорубку. Грудинку нарежем, как на шкварки, и вытопим из них некоторое количество жира на сковороде. Обжарим мелконарезанный лук до легкого золотистого оттенка. Добавим . Обжариваем все вместе, переворачивая лопаткой, затем протушиваем со специями, прикрыв крышкой, еще в течение 15 минут. Остужаем содержимое сковороды и слегка пробиваем блендером, не доводя до однородности (можно воспользоваться мясорубкой с крупной насадкой).

Смешиваем свино-куриный фарш с печеночно-луковой массой. Добавляем горчицу, немного сливок и коньяк. Все тщательно перемешиваем, при необходимости – присаливаем. Консистенцию можно регулировать добавлением сливок или пшеничной муки (крахмала). Далее можно запечь патэ в общей большой форме, затянув ее фольгой или накрыв крышкой, или выложить получившуюся массу в тарталетки. Запекаем при температуре 180-200 градусов С в течение около 40-60 минут. Если запекали в тарталетках – можно присыпать тертым сыром и украсить несколькими листиками зелени. Если в общей форме – сначала остужаем, затем извлекаем и нарезаем ломтиками.

Патэ из шпрот и грибов

Ингредиенты:

Приготовление

Извлекаем шпроты из банки и помещаем на сито, чтобы удалить излишки масла. Промытые грибы стряхиваем и рубим ножом не слишком мелко. Шпроты, грибы, оливки и вареный картофель обрабатываем в блендере до однородности. Добавляем специи. Сливками и вареным картофелем регулируем густоту. Заполняем полученной массой тарталетки и запекаем в духовом шкафу в течение 25-30 минут. Патэ подаем со столовыми винами.

Сражение, ставшее одним из главных событий в финальном этапе Столетней войны между Англией и Францией, известное нам под названием «битва при Пате» произошло 18 июня 1429 года.

8 мая 1429 год армией Жанны д’Арк была снята осада Орлеана, что послужило срывом планов англичан, рассчитывавших продвинуться на юг Франции. Придворные Карла VII чинили ей всяческие препятствия, вследствие чего Жанне удалось двинуться в поход лишь месяц спустя. Перед французами стояла задача овладения ключевыми укреплёнными пунктами на Лауре, принадлежавшими англичанам. Это могло помочь развитию наступления на северную часть страны, занятую англичанами.

Развитие Лаурской операции оказалось стремительным. 12 июня французской армией был взят город Жаржо, 15 июня Мён-сюр-Луар, а 16 июня – город Божанси. Командование английской армией досталось лучшему английскому полководцу – Джону Тальботу, а также Джону Фастольфу. Они выступили к Лауре в стремлении остановить наступление французов.

Продвижение английской армии было достаточно осторожным, поскольку они стремились застать армию противников врасплох, но по воле случая их план был раскрыт французами – когда мимо английских солдат пробежал олень, те издали охотничий крик, который и услышали французские разведчики.

Французы приняли решение атаковать противника незамедлительно, чтобы те, в свою очередь, не могли подготовиться к предстоявшей битве. Упор французская армия сделала на использование мощной атаки тяжёлой конницы, даже учитывая, что ранее эта тактика оказалась безрезультатной, приведя к поражениям в битвах при Азенкуре и Креси. Этьен де Виньоль и Потон де Сентрайль возглавили авангард армии. Жанна д’Арк находилась в основной части армии вместе с герцогом Алансонским, графом Дюнуа и коннетаблем Ришмоном.

У английской армии было стандартное для них построение – отряд возглавляли лучники, за ними находился авангард Тальбота, далее был отряд по командованием Фастольфа. Англичане решили занять позиции на старой римской дороге на Жанвиль, там, где она пересекалась с дорогой Пате – Орлеан. Времени англичанам недоставало, так что они не смогли полностью развернуть линии лучников и авангарда, что являлось одной из важных причин предстоящей катастрофы.

Нанеся первый удар, французская армия отразила нападения и опрокинула лучников, а беспорядок в рядах лучников помог французам атаковать их с трёх сторон одновременно. Бой с авангардом Тальбота длился не долго, и английская армия была разбита, Тальбот же забрали в плен. Отряд Фастольфа от увиденного поддался панике, и солдаты принялись бежать, так что единственное, что могли сделать подошедшие французские части – это преследовать убегающих.

Таким образом, французам удалось полностью разгромить английскую армию, убив, ранив и пленив более половины солдат. Остальные солдаты рассеялись. Потери со стороны французской армии не превысили даже ста человек. Битва при Пате стала в какой-то степени отражением битвы при Азенкуре.

Тальбот пробыл в плену до 1433 года, в то время как Фастольф успел убежать с поля боя с небольшой группой солдат, что отразилось на его репутации: в Англии большинство считало его трусом, а также виновником разгрома при Пате. Есть версия, что его персона послужила прототипом для персонажа Шекспира – хвастливого труса Фальстафа.

С точки зрения морали, победа в этой битве оказалась важнее, чем с точки зрения военной. Победа в битве подняла волну патриотизма, подарив французам надежду на скорое завершение английского могущества. Англичане же, а также их союзники оказались слишком напуганы, чтобы не позволить французам захватывать город за городом в «бескровном походе» на Реймс. Так, в Столетней войне помимо снятия осады Орлеана и коронации Карла VII, переломным моментом стала битва при Пате, позволившая изгнать англичан из Франции.

Сегодня модные дома один за другим восстают из пепла : людям нужен не только дух прогресса, но и история, с которой можно было бы связать настоящее, чтобы почувствовать его ценность в ускоряющемся, как ракета, мире. Этой осенью мы узнали несколько новостей: Марко Занини попробует возродить Schiaparelli, а французский модный дом Jean Patou, основанный французом Жаном Пату в 1914 году в Париже, возможно, снова покажет коллекцию haute couture в следующем году. Подтвердив эту информацию, вице-президент Jean Patou Бруно Коттар уточнил, что определенное представление и планы уже есть, осталось лишь найти дизайнерскую душу, родственную Пату.

Стиль Жана Пату - одного из самых влиятельных кутюрье 20-х - 30-х годов - был основан на азах ар-деко и кубизма: оттуда он взял чистые линии, геометрические формы и узоры на тканях (Пату предпочитал работать с текстильной компанией Bianchini Férier). Пату был прямым конкурентом Коко Шанель - оба соперничали и ненавидели друг друга. Пату, как и Шанель, развил спортивное направление в одежде: он изобрел для феноменальной теннисистки того времени Сюзанны Ленглен теннисную юбку, которая являлась далеко не единственной его инновацией: после Первой мировой войны, когда в 1919 году Пату заново открыл свое ателье, он удлинил юбки, отойдя от стиля «флаппер», стал шить платья без рукавов, выпускать свитеры с монограммами, вязаные купальные костюмы, дизайнерские галстуки, сделал популярными кардиганы. Жан создавал комфортную одежду - при этом его платья были безупречно элегантными. Их носили актрисы Луиза Брукс, Мэри Пикфорд и Констанс Беннетт.

Актриса Луиза Брукс в платье от Жана Пату

Теннисистка Сюзанна Ленглен

Жизнь отвела Пату не так уж много времени на осуществление задуманного: в Париж из Нормандии, где он родился и занимался семейным бизнесом, связанным с дублением кожи и мехом, он переехал в возрасте 30 лет, открыв во французской столице маленькое ателье Maison Perry. Война нарушила его планы: Жан служил капитаном пехоты и лишь через пять лет заново возродил свое дело. Он умер в 1936 году, в возрасте 55 лет, но за двадцать пять лет сумел не только заработать своему дому haute couture репутацию, продавая свои творения в Париже, Нью-Йорке, Довиле, Биарице, но и войти в историю моды.

В тридцатых, когда Великая депрессия ударила по всем сферам жизни и клиенты дома не могли больше позволить себе дорогие наряды, House of Patou выжил благодаря парфюмерному бизнесу, который Пату запустил в середине 20-х, выпустив три аромата, созданных парфюмером Анри Алмерасом. У Пату также был лосьон для загара, который поддерживал пляжную моду того времени. Парфюмы Jean Patou выпускаются до сих пор - за всю историю дома было создано 35 ароматов. Пату приурочивал их к событиям, подбирал к цветам волос женщин. Кстати, в этом году вышли три новинки: цитрусовый фужерный унисекс Eau de Patou Jean Patou, восточный цветочный Chaldée Jean Patou и мужской Patou Pour Homme Jean Patou, все авторства Томаса Фонтейна. Но, пожалуй, что самое интересное - самый известный парфюм Пату - цветочный Joy с нотами розы и жасмина - конкурирует с Chanel № 5, самым востребованным ароматом в мире. История соперничества двух неординарных творческих личностей продолжается?

После смерти Жана в тридцатых делами дома занялись сестра Мэделин и ее муж Реймонд Барбас. Дом сменил четырех дизайнеров вплоть до 80-х: это были Марк Боэн в 50-х, Карл Лагерфельд в начале 60-х, Жан-Поль Готье в начале 70-х, Кристиан Лакруа в 1981 году. Последняя кутюрная коллекция House of Patou вышла в 1987-м, когда Лакруа открыл собственный бизнес (который, как мы знаем, потерпел неудачу).


Статья о Jean Patou с фото молодого Лагерфельда

С историей Жана Пату связана еще одна новость, поменьше, но не менее вдохновляющая: 1 октября свет увидела иллюстрированная монография Jean Patou: A Fashionable Life, за два года собранная историком моды Эммануэль Поль из семейных архивов, которые прежде не публиковались и были открыты специально для нее. Эммануэль изучала старые фото, дневники, списки клиентов, скетчи, образцы тканей, флаконы духов, чтобы отобрать все самое существенное, что составляло стиль Пату и на что у нас теперь есть шанс также взглянуть - в ожидании первой коллекции haute couture возрожденного модного дома.

Обложка книги Jean Patou: A Fashionable Life

Понравилась статья? Поделитесь ей