Контакты

Аргументы к сочинению по проблеме преодоления жизненных трудностей в годы войны. ЕГЭ русский язык

10.09.2019

Подборка аргументов для итогового сочинения в 2019-2020 году по направлению «Война и мир» (для выпускников 11 класса).

  • «Война и мир»: литература, как раскрыть тему, темы сочинений

Что помогает победить на войне? Л.Н. Толстой "Война и мир"

В одиночку выиграть войну невозможно. Только сплоченность народа перед лицом всеобщей беды, подкрепленная храбростью, преодолевающей страх, открывает путь к победе. Читатель с остротой ощущает чувство единства русского народа во время войны.

Борьба за жизнь, свобода объединила самых разных людей. Одержать победу над армией французов и защитить родную землю, русским помог боевой дух, солдатская храбрость, вера в свои силы. Описание сражений под Шенграбеном, Аустерлицем, Бородино, наиболее ярко демонстрирует сплоченность защитников отечества. Победителями в этой войне выходят не те, кто гонится за наградами и чинами, не карьеристы, а простые солдаты, ополченцы, крестьяне, которые совершают подвиги ежеминутно. Перед глазами читателя проходят образы Тушина – скромного командира батареи, Тихона Щербатого, Платона Каратаева, купца Ферапонтова, юного Пети Ростова. В них объединились основные черты характера русского народа, которые помогли противостоять врагу. Все эти люди сражались по собственной воле. Им не нужен был приказ – они встали на защиту собственного дома, земли, родных и близких. И победили.

Война в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

Описывая картины войны 1812 года, Толстой интересуется не солдатскими и офицерскими образами, а поведением и проявлением людских характеров. В рассказах о партизанах героях ощущается любовь и уважение к ним автора, который показывает, что Денисов, Долохов и Тихон Щербатый (обычный русский мужик), совершая свои подвиги, не демонстрировали жестокость по отношению к врагу. В партизанском отряде сам командир проявляет жалость к французам, находящимся в плену, по возможности заботится о них. Хотя поведение Долохова, которого в первую очередь волнует карьера, а не пленные, скорее исключение, чем норма.

Автор показывает не только проявление смелости, отваги на войне, но и черствости, безжалостности. Так, смерть Пети Ростова совершенно не трогает Долохова, который мечтает о мести. Ему нужна кровь побежденного врага. Победа в войне добыта русским народом, имеющим добрую душу, а не жестокими карьеристами типа Долохова.

Читатель видит, как искренно Денисов переживает гибель Пети во время атаки на французские позиции. Даже казаки были удивлены реакцией и стоном, напоминавшим «собачий лай», вырывающимся из груди офицера. Но, несмотря на боль утраты, Денисов держит себя в руках и не сгоняет злобу на пленных французах, не выказывает жестокости к ним.
В романе Толстой акцентирует внимание читателя на мысли о гуманности русского народа, об отсутствии у него жажды мести, чтобы любой ценой пустить кровь врагу, даже уже побежденному. Об этом высказывается в книге главнокомандующий Кутузов, с сочувствием говоря о пленных французах: «Когда они были сильными, их не надо было жалеть, а сейчас можно, поскольку они ведь тоже люди».

Как война раскрывает характер человека? Л.Н. Толстой "Война и мир"

Война заставляет человека проявить свои внутренние черты, то есть показать себя трусом или храбрецом. Примеры можно найти в романе. Например, Шенграбенское сражение открывает характер офицера Жеркова, из-за трусости которого погибает множество солдат и офицеров. Багратион поручает ему доставить приказ об отступлении на левый фланг войска. Жерков трусит, он не готов рисковать жизнью ради победы.

Именно в это время французы атакуют левый фланг, приводя защитников в смятение. Командиры не знают что делать. Приказа отступать нет, а вперед идти невозможно. Начинается неразбериха: пехота бежит в лес, гусары решают атаковать врага. Из-за малодушия Жеркова огромное количество русских солдат гибнет.

Совсем по-другому проявляет себя юный Николенька Ростов, который вместе с гусарами отважно бросается в атаку. И, несмотря на полученное ранение, продолжает сражаться. За проявленное мужество его производят в офицеры.

Читатель в этом эпизоде видит последствия страха на войне, который одних парализует, а других толкает на подвиги. Гарантировать спасение жизни не может ни бегство от реальности, ни яростная борьба. Но отвага помогает сохранить честь, увеличивает силы в бою, а это повышает шансы на выживание.

Уроки войны. Л.Н. Толстой "Война и мир"

В романе на примере прозрения одного из главных героев, автор показывает уроки войны. А.Болконский, отправился на войну с восторженным настроением, с предвкушением, что его ждет блестящее будущее кадрового военного. Он готовился к ратным подвигам – карьере офицера. Для осуществления задуманного, он покинул семью, друзей, близких и пошел на войну за славой.

Но на деле все оказалось по-другому. Его охватила горечь и разочарование в тот момент, когда он понял, что его личная битва проиграна.

Все его эпические представления о блеске батальных сцен, окрашенных героическим сиянием, в реальности оказались жуткой кровавой бойней, лишенной привлекательности, наполненной человеческими страданиями, болью.
Увидев все это, герой прозрел, понимая, насколько война страшна и неприглядна. В ней нет ничего стоящего, кроме боли. Осознав и приняв личное поражение, Болконский переоценил свою жизнь, отдав приоритет семье, дружбе, любви, отодвинув на второй план признание и славу.

Жестокость войны. Л.Н Толстой "Война и мир"

Зачастую романтические представления о неизвестном явлении рушатся, столкнувшись с суровой реальностью.

Яркий пример этому – сцена из романа «Война и мир», когда главный герой А.Болконский сталкивается с войной. Собираясь на фронт, чтобы сражаться с Наполеоном, он рисует в своем воображении героические картины, наполненные доблестью, храбростью, красотой подвига.

Но первое же боевое соприкосновение с французами, сбрасывает ореол романтики и показывает изнанку войны. Под непрерывным обстрелом, среди падающих снарядов, русская армия старается преодолеть мост через реку. Болконский видит хаос, неразбериху, жуткие крики раненых, растерзанные тела убитых, бегущих солдат, грязь, кровь. Эта картина поражает его своей реалистичностью и правдой жизни, приносит понимание, что война – не романтика и красота, а жестокость, боль и кровь.

Дети на войне (В. Катаев "Сын полка")

Детям не место на страшной, бесчеловечной войне. Там люди гибнут, теряют близких, ожесточаются от боли и ужаса. Понимая это, взрослые изо всех сил стараются уберечь детей от кошмаров войны, хотя далеко не всегда это удается. Такова судьба Вани Солнцева, описанная в рассказе Катаева. Потеряв на войне всех родных, он остается совсем один – бродит по лесу, не зная, как быть, пытается перейти линию фронта, чтобы попасть к «своим».
Голодного, напуганного мальчика находят в лесу разведчики. Берут его с собой и приводят в лагерь, доложив командиру о «находке». Капитан Енакиев, умудренный жизнью человек, понимает, что на фронте не должно быть детей, и отсылает Ваню в детский приемник для сирот. Но мальчик желает воевать и мстить за погибших родителей. Он сбегает, не доехав до места назначения, и возвращается (хоть и не с первой попытки). Енакиеву ничего не остается делать, как смириться и оставить Ваню в отряде. Он видит его неимоверное желание помочь общему делу, принести пользу. Проявив инициативу, Ваня отправляется на разведку, зарисовывая на страницах букваря план местности, но попадает в руки немцев. На его счастье, у них начинается суматоха, о нем забывают на время, Ване удается сбежать и вернуться к «своим». Командир восхищен патриотизмом ребенка, продолжая волноваться за него. Стремясь спасти мальчику жизнь, Енакиев отсылает его с важным поручением подальше от линии фронта. Ваня приносит в батарею письмо от командира. Понимая, что расчету первого орудия предстоит тяжелая битва (по сюжету весь расчет в ней погибает), Енакиев пишет в послании прощальные слова с просьбой позаботиться о Ване.

Ответственность человека за поступки, которые он совершил на войне. В. Гроссман "Авель"

В рассказе автор рассуждает о войне, касаясь одной из ее трагических страниц, небольшого эпизода – взрыва урановой бомбы над Хиросимой, изменившего судьбы людей, городов, стран и всего человечества. Гроссмана интересует война не только как общечеловеческая беда или экологическая катастрофа, а как персональная трагедия человека, вовлеченного в нее разными обстоятельствами.

Читатель знакомится с экипажем самолета, поставившим ранним утром 6-го августа смертоносный груз в небо над Японией. Автор рисует разные характеры, с различным отношением к происходящим событиям и отличной друг от друга реакцией. Самый молодой в экипаже Дж. Коннор – бомбардир. Именно ему довелось нажать на кнопку, пустившую бомбу в свободное падение на ничего не ведающий, просыпающийся город. И эта ответственность тяжелым бременем ложится на Джозефа. Для него это личная война, на которой каждый солдат – человек, со свойственным ему страхом, слабостью, стремится остаться в живых. Но бывают ситуации, когда лучше умереть, чем потерять достоинство.

Члены экипажа, каждый по-своему реагирует на трагедию 6-го августа. Не всех трогает это событие, не все ощущают себя в ответе за произошедшее. В разговорах звучит оправдание беспрецедентного (даже с точки зрения фашистов) акта разрушения, ставшего якобы общественной необходимостью борьбы с фашизмом всеми силами. Но Дж. Коннор очень остро, даже болезненно воспринимает случившееся. Испытывает вину и персональную ответственность. Он постоянно моет руки, стараясь смыть с них кровь невинных жертв. Обостренное чувство Мира, дисциплинированность, исполнительность солдата, привитые системой воспитания и государством, не могут ужиться в его сознании, что для юноши становится роковым. В итоге он сходит с ума, не в силах вынести ношу, выпавшую на его долю.

Нравственная оценка войны. М. Зусак "Книжный вор"

Главная героиня романа – Лизель. Ей девять лет и буквально перед самой войной она попадает к приемным родителям. Из-за связи родного отца Лизель с коммунистами, мать решает отдать дочку на воспитание в чужую семью, чтобы защитить ее от фашистов.

У Лизель начинается новая жизнь в незнакомой обстановке, вдали от родных. Обживаясь, она учится читать, писать, проходит через конфликт со сверстниками, обзаводится новыми друзьями. Но в обычную жизнь ребенка вносит коррективы война, добавляя к детским заботам боль, страх, разочарование. У девочки никак не укладывается в голове, почему люди убивают людей. От приемного отца она учится доброте и состраданию, невзирая на то, что эти качества во время войны могут принести одни неприятности. Лизель бесстрашно помогает родителям укрывать в подвале дома еврея. Читает ему книжки, ухаживает. Вместе с другом, которого зовут Руди, дети разбрасывают куски хлеба по дороге, где должны провести колонну пленных. Лизель ощущает уверенность в чудовищности и непостижимости войны. Как понять, почему люди не хотят жить, радоваться, а начинают убивать, арестовывать тех, кто против, сжигать книги, и повсюду царит смерть.

Показательно, что в книге рассказ ведется от лица Смерти – этой вечной противницы жизни, спутницы войны.

Как дети переживали военные события? Л. Кассиль и М. Поляновский "Улица младшего сына"

Во время войны Родину защищали все: и взрослые, и дети. Невзирая на возраст, ребята стремились помочь родным, городу, стране в тяжелый период борьбы с врагами. Герой повести – обычный мальчик. Его зовут Володя Дубинин, а живет он в Керчи. Действие произведения начинается в послевоенное время. Подростки, увидев улицу, носящую имя их сверстника, очень удивляются, и у них возникает желание узнать историю Володи. Для этого они отправляются в музей, встречаются с мамой пионера-героя, знакомятся с его товарищами, школой, где он учился. Они узнают, что Володин отец был капитаном военного корабля. Он воспитал в сыне храбрость и стойкость. Мальчик мечтал, как все обычные ребята о мирной счастливой жизни, строил планы на будущее, но война их жестоко разрушила. Володя храбро встал на защиту своей земли. Ушел в партизанский отряд и стал разведчиком. Рискуя жизнью, добывал ценные сведения из вражеского тыла. Он первым сообщил новость о готовящемся отступлении немцев – во время проведения разминирования прохода к каменоломне подорвался на мине и погиб.

Володя Дубинин – настоящий герой, который, не страшась, каждый день, совершал подвиг, как многие взрослые, и отдал свою жизнь, чтобы спасти других. Родной город не забыл отважного героя, назвав его именем одну из солнечных улиц.

Забота о ближних в годы войны. Е. Верейская "Три девочки"

Главные героини повести – Наташа, Катя, Люся – подружки, живущие в одной большой ленинградской коммунальной квартире, которые учатся в одной школе. Беззаботное детство девочек оборвалось с приходом войны – впереди трудные испытания, которые ложатся на хрупкие детские плечи. Школа разрушена, учиться негде. Уроки преподает сама жизнь, заставляя быстрее взрослеть. Еще недавно легкомысленная хохотушка Люся становится организованной и ответственной, Наташа – вдумчивой, Катя приобретает уверенность в своих силах. Несмотря на сложные жизненные обстоятельства, девочки не утрачивают человеческое достоинство, окружая заботой близких. Трудности еще больше сплачивают их. Огромная коммунальная квартира превращается в одну дружную семью, где каждый думает в первую очередь о другом. До слез трогает эпизод, когда доктор, не задумываясь большую часть хлебного пайка, отдает маленькому мальчику.

Несмотря на голод, слабость, рискуя умереть голодной смертью, люди всем, что имеют, делятся с ближними. Это объединяет, поддерживает, укрепляет веру в победу. Такие отношения, основанные на любви, заботе, творят чудеса. Они помогли людям пережить тяжелый период истории страны, выпавший на их долю.

Почему люди хранят память о войне? О. Берггольц "Стихи о себе"

Необходимо хранить память о войне, несмотря на то, что тяжелые воспоминания, вызывают боль и сожаления. У тех, кому пришлось столкнуться с потерей близких, на чьих глазах погибли родные, у матерей, потерявших детей – навсегда отпечатались в памяти страницы печальной истории страны. Но это должны помнить и современники.

Сохранить память помогают книги, кинофильмы, песни, стихи, рассказывающие о страшном прошлом. Например, ленинградская поэтесса О. Берггольц обращается к читателям с призывом никогда не забывать военное время, а особенно людей, которые сражались на фронте, терпели лишения и умирали в блокадном Ленинграде от голода. Автор стихов обращается к желающим уменьшить «в робкой памяти людей» трагические воспоминания, уверенно заявляя, что не позволит забыть «как падал ленинградец на желтый снег пустынных площадей». Поэтесса сдержала слово. Она прошла всю войну, потеряла мужа в блокаду и как завещание потомкам оставила стихи, очерки, записи в дневниках, чтобы память о войне продолжала жить.

Аргументы в сочинении части С ЕГЭ по русскому языку по теме «Проблемы войны и мира (человек на войне, противоестественность войны)»

Текст из ЕГЭ

(1)В подвале было темно и тихо, но никто, наверно, не спал, это ощущалось по частым, напряжённым вздохам, скупым движениям, притихше-настороженному дыханию людей. (2)И тогда Сотников вдруг понял, что истекает их последняя ночь на свете. (3)Утро уже будет принадлежать не им. (4)Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть.

(5)Разумеется, иного он и не ждал от этих выродков: оставить его живым они не могли - могли разве что замучить в том дьявольском закутке Будилы. (6)А так, возможно, и неплохо; пуля мгновенно и без мук оборвёт жизнь - не самый худший из возможных, во всяком случае:, обычный солдатский конец на войне.

(7)А он, дурак, всё боялся погибнуть в бою. (8)Теперь такая гибель с оружием в руках казалась ему недостижимой роскошью, и он почти завидовал тысячам тех счастливцев, которые нашли свой честный конец на фронте великой войны.

(9)Правда, в эти несколько партизанских месяцев он всё-таки что-то сделал, исполняя свой долг гражданина и бойца. (10)Пусть не так, как хотел, - как позволили обстоятельства: несколько врагов всё же нашло смерть и от его руки. (11)И вот наступил конец.

(12)Всё сделалось чётким и категоричным. (13)И это дало возможность строго определить выбор. (14)Если что-либо ещё и заботило его в жизни, так это последние обязанности по отношению к людям, волею судьбы или случая оказавшимся теперь рядом. (15)Он понял, что не вправе погибнуть прежде, чем определит свои с ними отношения, ибо эти отношения, видно, станут последним проявлением его «я» перед тем, как оно навсегда исчезнет.

(16)На первый взгляд это казалось странным, но, примирившись с собственной смертью, Сотников на несколько коротких часов приобрёл какую-то особую, почти абсолютную независимость от силы своих врагов. (17)Теперь он мог полной мерой позволить себе такое, что в другое время затруднялось обстоятельствами, заботой о сохранении собственной жизни- теперь он чувствовал в себе новую возможность, не подвластную уже ни врагам, ни обстоятельствам и никому в мире. (18)Он ничего не боялся, и это давало ему определённое преимущество перед другими, равно как и перед собой прежним тоже. (19)Сотников легко и просто, как что-то элементарное и совершенно логическое в его положении, принял последнее теперь решение: взять всё на себя. (20)Завтра он скажет следователю, что ходил в разведку, имел задание, в перестрелке ранил полицая, что он - командир Красной Армии и противник фашизма, пусть расстреляют его. (21)Остальные здесь ни при чем.

(22)По существу, он жертвовал собой ради спасения других, но не менее, чем другим, это пожертвование было необходимо и ему самому. (23)Сотников не мог согласиться с мыслью, что его смерть явится нелепой случайностью по воле этих пьяных прислужников. (24)Как и каждая смерть в борьбе, она должна что-то утверждать, что-то отрицать и по возможности завершить то, что не успела осуществить жизнь. (25)Иначе зачем тогда жизнь? (26)Слишком нелегко даётся она человеку, чтобы беззаботно относиться к её концу.

(27)Было холодновато, время от времени он вздрагивал и глубже залезал под шинель. (28)Как всегда, принятое решение принесло облегчение, самое изнурительное на войне - неопределённость больше не досаждала ему. (29)Он уже знал, когда произойдёт его последняя битва с врагами, и знал, на какие станет позиции. (30)С них он не отступит. (31)И хотя этот поединок не сулил ему лёгкой победы, он был спокоен. (32)У бобиков оружие, сила, но и у него тоже есть на чем постоять в конце. (33)Он их не боялся.

(По В. Быкову)

Вступление

Война и мир – два противоположных понятия, являющих собой состояние общества в разные периоды истории.

Война – самое страшное, что только испытывало человечество за всю свою историю. Война калечит человеческие судьбы, разрушает, убивает. Война антигуманна, противоестественна, она словно направлена на уничтожение всего самого святого, что есть у людей – человечности.

Проблема

В. Быков рассматривает проблему осознания человеком смысла жизни в военное время, перед лицом смерти. Осознание скорого наступления конца заставляет человека думать совершенно иначе, чем в мирное время. Хочется хоть как-то осмыслить собственную гибель, сделать напоследок хоть что-то хорошее.

Комментарий

Находясь с остальными пленниками в подвале, Сотников понимает, что вряд ли доживет до утра. Его начинают одолевать мысли о том, как же провести свои последние часы так, чтобы встретить кончину с достоинством.

Он начинает жалеть о том, что ему не удалось погибнуть в бою, чтобы его смерть была наполнена смыслом. Он даже завидовал сотням счастливцев, которым удалось покинуть жизнь таким способом.

Но потом он осознал, что ему многое удалось совершить – от его руки погибло несколько врагов. Но теперь конец.

В процессе мучительных раздумий для него все вдруг стало понятным и простым. Скорая смерть давала ему преимущества перед другими – он перестал бояться всего на свете. Если раньше он мог опасаться за собственную жизнь или какие-либо нежелательные последствия, то теперь он чувствовал себя абсолютно свободным.

Чтобы оправдать свою безвременную кончину, он решил взять ответственность за окружающих на себя – утром он признает свою вину, и расстреляют только его.

Авторская позиция

Автор размышляет над тем, что каждая смерть должна быть осмысленна. Он уверен, что отношение к смерти не должно быть так упрощено, как во время любой войны, когда во благо общей цели смерть отдельного человека ничего не значит.

Своя позиция

Хоть автор и не заявляет этого прямо, я думаю, он хотел рассказать о бессмысленности войны и смертей людей на войне, об ее антигуманности и противоестественности. Я считаю, что мысли, приходящие Сотникову в холодном подвале, противоестественны. Они не придут в голову человеку, живущему мирной спокойной жизнью. Они характерны лишь для смертника – преступника, приговоренного к смертной казни. Хотя и смертная казнь бесчеловечна.

Аргумент №1

В другом рассказе «Одна ночь» В. Быков представляет случай на войне, когда русский боец Иван Волока оказался в подвале с немцем Фрицем. Из подвала поодиночке выбраться было невозможно, так как вход в него был завален землей.

Чем дольше они находятся наедине друг с другом, тем скорее пропадает чувство ненависти к врагу. Иван понимает, что немец – такой же человек, как и он. Они выяснили, что между ними много общего: мирные профессии, тоска по дому, ненависть к войне.

Но единение их душ завершилось утром, когда им удалось выбраться наружу. Фриц кинулся к своим, а Волока автоматически поднял ружье и застрелил его. Когда он понял, что произошло, он проклял войну.

Аргумент №2

Л. Н. Толстой в «Севастопольских рассказах» утверждает мысль о том, что война противоречит всем человеческим чувствам – и разуму, и человеческой природе. Она стирает все границы между добром и злом.

Люди вынуждены калечить друг друга, подчиняясь приказам и животным инстинктам выживания. Картины, которые предстают взору солдат, навсегда ломают их мировосприятие. На войне нет правых и виноватых. Экстренные ситуации каждый преодолевает так, как может, порой утрачивая человеческое лицо.

Заключение

Война – явление страшное, не укладывающееся в голове. Она нарушает все библейские заповеди, все утверждения гуманистов. Насилует представления человека о добре и зле, которые во время военных действий находятся по одну сторону баррикад – смерть одного предполагает спасение другого. Либо убивай сам, либо будешь убит врагом.

Подборка аргументов на тему «Война» к сочинению ЕГЭ по русскому языку. Вопросы и проблемы бесстрашия, смелости, сочувствия, трусости, взаимной поддержки, помощи своим, милосердия, правильного выбора при участии в военных операциях. Воздействие войны на дальнейшую жизнь, черты характера и восприятия воином мира. Посильный вклад детей в победу при сражении. Как люди верны своим словам и правильно поступают.


Как воины демонстрировали проявление мужества в военных операциях?

В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» демонстрируется подлинное мужество и стойкость во время военных действий. Основной персонаж повествования Андрей Соколов уходит в армию, временно покинув своих домочадцев. Во имя мира вокруг родных он подвергся ряду проверок со стороны жизни: голодал, защищал родину, попал в плен. Ему удалось бежать из места заточения. Угроза смерти не поколебала его решимости. Даже в опасности он не потерял своих положительных черт. На войне вся его семья погибает, но и это не остановило Андрея. Он показал, на что способен, уже после войны. Малолетний сирота, также лишившийся всех своих родных и близких, стал приёмным сыном Андрея. Соколов – образ не только примерного воина, но и настоящего мужчины, который не бросит товарищей по несчастью в беде.

Война как явление: какова точная характеристика её факта?

Гвоздь программы в романе «Книжный вор» писателя Маркуса Зусака Лизель — девочка-подросток по имени Лизель, лишившаяся заботы родных перед самой войной. Её папа работал бок о бок с коммунистами. Её мать, опасаясь, что фашисты захватят ребёнка, увозит дочь в другое место на дальнейшее воспитание, подальше от начавшихся боёв. Девочка с головой погружается в новую жизнь: обзаводится новыми товарищами, учится чтению и письму, переживает первую стычку с ровесниками. Но война всё же докатывается до неё: кровь, грязь, убийства, взрывы, боль, разочарование и ужас. Отчим Лизель старается привить девочке стремление творить добро и не быть безразличной к страждущим, но ему это даётся ценой обретения дополнительных трудностей. Приёмные родители помогают ей скрыть в подвале одного еврея, за которым она присматривает. Пытаясь помочь пленникам, она раскладывает куски хлеба на дороге перед ними, идущими строем. Ей становится ясно одно: война не щадит никого. Повсюду горят стопки книг, люди гибнут от снарядов и пуль, противники действующего режима садятся за решётку. Лизель не смирится никак с одним: куда делась радость жизни. О происходящем как бы рассказывает сама смерть, сопровождающая любое сражение и обрывающая каждый день сотни, тысячи чужих жизней в каждом сражении.



С может ли человек смириться с внезапно начавшимися военными действиями?

Попав в “котёл” военных действий, человек недоумевает, зачем люди массово убивают друг друга. Пьер Безухов из романа Толстого “Война и мир” не принимает участия в боях, но всемерно, в рамках своих сил решает проблемы соотечественников. До него не доходит действительность, связанная с военными действиями, покуда он не увидит Бородинский бой. Его поражает бескомпромиссность и жестокость, и, даже попав в заточение в ходе боя, Безухов не проникается духом сражений. Чуть не сойдя с ума от увиденного, Безухов встречает Платона Каратаева, и тот до него доносит одну простую истину: главное – не исход боя, а обыкновенные приятные моменты человеческой жизни. Ведь даже древние философы считали, что счастье – в каждом из нас, в прижизненном поиске истинных ответов на наболевшие вопросы, в жизни в социуме. Войны же дадут больше плохого, чем хорошего.

Ключевая персона повести Г. Бакланова «Навеки – девятнадцатилетние» Алексей Третьяков упорно ищет ответ на вопрос, зачем всё-таки войны существуют как явлнение, что они дадут воюющим сторонам. Он считает, что война – пустое расточительство, ведь в бою отдельно взятая жизнь любого из воинов гроша не стоит, а погибают миллионы – во имя интересов власть предержащих, заинтересованных в переделе мира и ресурсов планеты.

Как отражалась война на детях в целом? Как они помогали побеждать неприятеля?

Когда на первый план выходит правое дело – защита Отечества, возраст не помеха. Едва ребёное осознал, что единственно верное решение – встать грудью на пути захватчиков, многие условности отбрасываются. Лев Кассиль и Макс Поляновский повествуют в “Улице младшего сына” о таинственном пацане по имени Володя Дубинин, родившемся в г. Керчь. В краеведческом музее они узнают, кем был этот Володя. Встретившись с его матерью и школьными друзьями, они узнают, что Володя мало чем отличался от своих одногодок, пока не началась война. Его папа служил капитаном боевого судна и внушил сыну, что смелость и стойкость города берёт. Володя пошёл в партизаны, выведал первым об отступлении фашистов, но подорвался на мине при разминировании подступов к камнедробилке. Люди не забыли Дубинина, лёгшего костьми во имя освобождения Отечества от фашистов, который воевал в тылу врага вместе со своими взрослыми боевыми товарищами.

Реакция взрослых на детский вклад в победу над противником

На войне вряд ли дети пригодились – это место схваток между взрослыми. В боях люди теряют родных и друзей, война заставляет их забыть всё, чему их учили в мирной жизни, кроме навыков по выживанию. Какие бы усилия ни предпринимали взрослые, дабы отправить детей подальше от мест сражений, их этот благой порыв срабатывает не всегда. Основная персона повести Катаева “Сын полка” Иван Солнцев лишается на войне всех членов своей семьи, бродит по лесам, стараясь пройти к своим. Он встречает разведчиков, которые отведут его к командиру. Ваню накормили и отправили спать, и капитан Енакиев решил его отвезти в детский приют, но Ваня сбежал оттуда и вернулся обратно. Капитан решает оставить ребёнка в батарее – тот стремится доказать, что дети тоже сгодятся на что-то, несмотря на их небольшой ещё возраст. Отправившись в разведку, Ваня отрисовывает карту окрестностей, попадает к немцам, но в неожиданном переполохе воспользуется тем, что фашисты оставили его в покое, и сбегает. Капитан Енакиев посылает Ваню подальше от поля сражения с важным поручением. Первая артиллерийская бригада убита, и в последнем письме с поля боя командир расстаётся со всеми и просит взять под своё крыло Ваню.

Помилование неприятельских военнопленных, проявление сострадания после боёв

Милосердие к противнику после его захвата демонстрируют лишь сильные духом, для которых пристрелить человека – не раз плюнуть. У Толстого в его “Войне и мире” наглядно показывается проявления российских солдат к французским. Однажды ночью рота русских солдат отогревалась у огня. Внезапно им послышался шорох, и двое французских солдат приблизились к ним. Один из них оказался офицером, его звали Рамбаль. Оба замёрзли, а офицер не мог свободно передвигаться и упал. Русские накормили их, а затем офицера отнесли в дом, где разместился полковник. Офицера сопровождал его подчинённый Морель. Рамбаль отнёсся к русским солдатам, как к товарищам, а солдат запел французский мотив, находясь среди русских солдат.

Даже на войне проявляются человеческие качества, ослабленного соперника лучше не уничтожать, а дать ему возможность сдаться самому.

Попечение о ближних во время военный действий

Произведение Елены Верейской «Три девочки» рассказывает о беззаботных подружках, окунувшихся в войну. Наташа, Катя и Люся проживают в ленинградской коммуналке, учатся и развлекаются сообща. В трудное военное время они сближаются друг с другом ещё теснее. Их школа, где они учились, разрушена, вместо учёбы теперь у них цель — выжить. Взросление не по годам даёт о себе знать: прежде веселая и легкомысленная Люся обретает чувство ответственности, Наташа – пристальнее вглядывается в мелочи и склонна анализировать, а Катя уверена в принятых решениях. И хотя жить с приходом войны стало намного труднее, это заставило их заботиться не только друг о друге, но и о соседях. На войне они стали сплочённее, каждая из них думала и заботилась не столько о себе, сколько о других. По сценарию один местный доктор делился едой с малолетним пацаном, отдавая ему большую часть. В голодное военное время люди делятся друг с другом всем, что успели нажить до начала войны, даже когда над многими нависла угроза голодной смерти, но такие поступки дают надежду на победу над врагом. Поддержка со стороны ближних – это отношения, вследствие которых советский народ одолел фашистов.

Как люди объединяются перед лицом военной опасности?

Значительная часть русских романов и повестей затрагивает вопрос единства людей разных сословий и классов в период военных действий. Так, всё в том же романе Толстого “Война и мир” на первый план выходят человеческие качества, а не классово-капиталистические критерии, чужой беды ведь не бывает, а порой беда носит всеобщий характер. Совершенно разные по мировоззрению и убеждениям люди, живущие, тем не менее, вместе, ввязываются в общее же дело. Ростовы бросают в Москве всё, что нажили, а подводы адресуют раненным в боях соотечественникам. Предприниматель Феропонтов готов раздать русским солдатам весь свой товар, дабы французам, если они победят и обоснуются здесь надолго, не досталось и малой толики. Безухов наряжается в другую форму и готов встретить самого Наполеона в Москве, чтобы лишить того жизни. Тушин с капитаном Тимохиным выполняют боевое задание, невзирая на отсутствие подкрепления. Николай Ростов идёт в самый бой, не боясь никого и ничего. По Толстому, русский солдат не остановится ни перед чем, он готов рискнуть чем угодно, включая и свою жизнь, только бы сразить противника, даже если ему суждено пасть смертью храбрых. Потому та война и названа Отечественной – миллионы людей, сплотившись, стерев друг перед другом все границы и условности, кроме долга Родине, устояли, смели врага.

Зачем нужна память о войне?

Какой бы всесторонне тяжёлой ни показалась война, забыть о ней нельзя. Память о войне – не только дело поколений, заставших её, людей, лишившихся своих близких, но и всеобщее явление. О великих войнах, в которых поднимались все народы в рамках одного государства, дабы победить других, пришедших на их территорию с огнём и оружием, с целью захватить и поработить, помнят даже спустя тысячи лет. Война нашла отражение в тысячах произведений: романах и повестях, поэмах и стихах, песнях и музыке, фильмах – именно это творчество рассказывает последующим поколениям о той войне. Так, “Стихи о себе” Ольги Берггольц, потерявшей мужа в Ленинграде, призывают людей не забывать о тяготах войны, о предках, положивших на кон войны собственную жизнь, дабы их потомки жили счастливо. Фронтовые бои, жизнь горожан в период блокады Ленинграда, стычки с врагом и артобстрелы – данные стихотворения, дневники и рассказы не дадут людям забыть, “как падал ленинградец на жёлтый снег пустынных площадей”. Такое не выкинешь из истории – как бы ни пытались её переписать, тем самым плюнув в память 27 миллионов людей, отдавших жизни за мир и благополучие России.

Что на войне является залогом победы?

Говорят, что один в поле не воин. Война – удел не одного, а многих людей. Только равенство и единство перед всеобщей опасностью поможет народу выстоять. У всё того же Толстого в его «Войне и мире» единение людей так и сквозит отовсюду. Сражаясь за свободную и мирную жизнь, люди забыли о внутренних разногласиях. Смелость и дух как армии в целом, так и отдельно взятого солдата, помогли изгнать врагов с российской земли. Цель и историческое значение боёв под Шенграбеном, Аустерлицем и в Бородино демонстрируют единение народа, сплочённость русских. Победа в любом бою даются ценой жизни солдат, добровольцев, крестьян, партизан, работающих и сражающих на благо Отечества — а не действиями военных чинов, стремящихся получить звёзды на погоны и побольше премий. Командир подразделения капитан Тушин, Тихон Щербатый и Платон Каратаев, предприниматель Ферапонтов, совсем ещё молодой Петя Ростов и многие другие – боролись с врагом не по приказу свыше, а за свои семьи, дома, благополучие страны в целом, за дальнейший мир вокруг себя.

Что хорошего – и зачем – можно уяснить на будущее из любого исхода боя?

В романе Толстого “Война и мир” Андрей Болконский уходил на войну с целью сделать себе имя и занять достойное положение в обществе и среди военных. Бросив всё, что имел, оставив своих родных и близких, он погнался за славой и признанием, но его пыл был недолгим – очутившись в жестокой действительности военных действий, он понял, что вызов, брошенный самому себе, оказался ему не по зубам. Взалкал Болконский. Захотелось ему, чтобы ему самому все поклонялись – реальность опустошительных боёв вскоре продемонстрировала, доказала ему обратное. До него дошло, что любая война, кроме боли, потерь и смертей, ничего не даст, в ней мало хорошего. Но его личный просчёт показал, что любовь и ценность родных и друзей бесконечно дороже, нежели громкие оды его имени и пьедестал славы. Победишь ли, проиграешь ли сражение – главное, победить самого себя и не гнаться за лаврами.

К акие чувства у победителя вызовет выдержка побеждённого?

Повесть В. Кондратьева «Сашка» демонстрирует пример стойкости неприятеля. Русский солдат пленит немецкого. Командир роты так и не смог выпытать у немца никаких сведений о действии врага, и Александр привозит “фрица” в штаб дивизии. По пути солдат с помощью листовки донёс до сведения немца, что тот останется жив и вернётся домой, равно как и другие, сдавшиеся в плен. Но командир роты, у которого погиб родственник на этой войне, отдаёт приказ лишить пленного жизни. Саша не может взять и пристрелить такого же, как и он, солдата, ставит себя на его место и уверяет, что в аналогичных условиях вёл бы себя не лучше пленного, у которого отобрали оружие. Немецкий солдат так и не рассказал о своих ничего, но, сохранив человеческое достоинство, даже не просил пощадить его. Сашка, подвергая себя опасности военного суда, не следует приказу комбата, и тот, видя, насколько Александр верен своей правоте, не настаивает на приказе расстрелять пленного.

Как боевые действия изменяют мировоззрение и характер?

Г. Бакланов и его повесть «Навеки — девятнадцатилетние» повествует об ответственности и памяти людей, объединяющей их. “Через великую катастрофу – великое освобождение духа, – говорил Атраковский. – Никогда ещё от каждого из нас не зависело столько. Потому и победим. И это не забудется. Гаснет звезда, но остаётся поле притяжения. Вот и люди так». Бои – не только беда. Ломая, а зачастую и лишая жизни людей, войны подстёгивают духовное самообразование, переформатируют сознание народа, и каждый выживший в бою обретает подлинные жизненные ценности. Люди закаляются, переоценивают ценности – то, из-за чего вчера они обрекали себя на страдания, сегодня малозначимо, а то, мимо чего проходили, в упор не замечали, сегодня бросается в глаза.

Война – надругательство над человечностью

И. Шмелёв в своём “Солнце мёртвых” не скрывает, чем страшна война. «Запах тленья», «гогот, топот и рык» человеческих существ, стада «свежего человечьего мяса, молодого мяса!» и «сто двадцать тысяч голов! Человеческих!». На войне подчас люди теряют самое дорогое, что у них есть — жизнь. На войне в человеке сквозит звериное, и эти отрицательные качества заставляют каждого там совершить поступки, на которые бы он в мирное время ни за что не согласился. Материальный урон, вне зависимости от его величины и систематики – не главное. Что бы ни случилось – голод, непогода, неурожай из-за засухи, злом являются всё же не эти явления. Зло возникает и умножается по вине человека, не противостоявшего ему, такой человек живёт одним днём и не думает о завтрашнем, здесь «всё – ничего!» «и нет никого, и никаких». Любые положительные моральные качества, духовность и душа в человеке навсегда будут во главе угла, и никакая война не должна будить в человеке зверя, поправшего всё доброе и хорошее и взявшегося за свои чёрные дела.

Как война меняет устои людей?

К. Воробьёв в своей повести “Убиты под Москвой” сообщает: бои – махина, «составившаяся из тысяч и тысяч усилий разных людей, двинулась, движется не чьё-то уже волей, а сама, получив свой ход, и потому неостановима». Пожилой хозяин дома, где солдаты, отступая, бросают раненых, считает, война всё спишет, она ведь здесь “главная”. Жизнь людей крутится вокруг войны, нарушившей как мирный быт и судьбу каждого жителя, так и его осознание самого себя в этом мире. На войне выигрывают самые сильные. «На войне – кто первый не выдержит». Советские солдаты не забывают о смерти, являющейся итогом военных действий для многих, кто пошёл воевать: «Это в первые месяцы на фронте он стыдился себя, думал, он один так. Все так в эти минуты, каждый одолевает их с самим собой наедине: другой жизни ведь не будет». Боец, готовый костьми лечь за Отечество, выполнить любое, поначалу нереальное и невыполнимое боевое задание и явиться эталоном мужества и героизма для тех, кто займёт его место, — то, угодив в плен и, опять же, не забывая о смерти, могущей постучаться в его жизнь в любой момент, он скатывается до уровня животного. Ему всё равно, все условности посылаются прочь, он хочет жить. Война изувечивает людей не только физически, но и до неузнаваемости меняет их морально: так, получив увечье, солдат не предполагает, как он будет жить, когда война закончится, отведут ли ему достойное место дома, в своём окружении, он нередко думает, что лучше бы война не кончалась.

Как ответит человек за проступки военного времени, станут ли они его душевным клеймом на всю оставшуюся жизнь

В. Гроссман и его повествование «Авель (Шестое августа)» — это мысли и выводы о бесполезности войн. Японский город Хиросима, сметённый почти до основания ядерной бомбой, явился показателем ущерба всемирной экологии и примером беды японских горожан, а также внутренней трагедией главного героя. Что двигало Коннором, нажавшим на ядерную кнопку 6 августа 1945 г.? Безусловно, он ответил сполна за такое преступление. Для данного бомбардира этот поступок стал внутренним поединком: здесь каждый на его месте – тварь дрожащая со своими недостатками, думающая лишь о том, как выжить самой. Но не всегда, чтобы сохранить человеческое начало, остаёшься в живых. Человеческие качества не проявятся без связи с происшедшим, без ответа за свои деяния и то, что явилось их итогом. Когда одна и та же личность разделяется надвое между сохранением мира и солдатской выучкой, нацеленной на выполнение вверенного задания, юное сознание претерпевает такой же раскол. Экипаж бомбардировщика – это участники, не все из которых отвечают полностью за содеянное, многие из них рассуждают о возвышенных задачах. Бомбардировка Хиросимы – это ответ “фашизмом на фашизм”. Джо Коннор пытается убежать от самого себя, его обсессивно-компульсивное мытьё рук – это как бы попытка отмахнуться от крови тех людей, которых он убил ядерной бомбой. В конце концов он становится сумасшедшим, осознав, что совершённое им злодеяние ему не по плечу, и что он не сможет нормально с этим жить.

  • Не всегда самопожертвование связано с риском для жизни
  • Совершать героические поступки человека побуждает любовь к Родине
  • Человек готов пожертвовать собой ради того, кого он действительно любит
  • Для спасения ребенка порой не жалко пожертвовать самым ценным, что есть у человека – собственной жизнью
  • Только нравственный человек способен совершить героический поступок
  • Готовность к самопожертвованию не зависит от уровня доходов и социального статуса
  • Героизм выражается не только в поступках, но и в умении быть верным своему слову даже в самых сложных жизненных ситуациях
  • Люди готовы на самопожертвование даже во имя спасения незнакомого им человека

Аргументы

Л.Н. Толстой “Война и мир”. Порой мы не подозреваем, что тот или иной человек может совершить героический поступок. Это подтверждает пример из данного произведения: Пьер Безухов, будучи богатым человеком, принимает решение остаться в осажденной неприятелем Москве, хотя имеет все возможности уехать. Он – настоящий человек, не ставящий на первое место свое материальное положение. Не жалея себя, герой спасает из огня маленькую девочку, совершая героический поступок. Можно обратиться и к образу капитана Тушина. Сначала он не производит на нас хорошего впечатления: Тушин предстает перед командованием без сапог. Но сражение доказывает то, что этого человека можно назвать настоящим героем: батарея под командованием капитана Тушина самоотверженно отражает атаки неприятеля, не имея прикрытия, не жалея сил. И совершенно не важно, какое впечатление на нас производят эти люди при первом знакомстве с ними.

И.А. Бунин “Лапти”. В непроглядную вьюгу Нефед отправился в Новоселки, находящиеся в шести верстах от дома. Сделать это его побудили просьбы больного ребенка принести красные лапти. Герой решил, что “нужно добывать”, потому что “душа желает”. Он хотел купить лапти и покрасить их фуксином. К ночи Нефед не вернулся, а утром мужики привезли его мертвое тело. За пазухой у него нашли пузырек с фуксином и новенькие лапти. Нефед был готов на самопожертвование: зная, что подвергает себя опасности, решил действовать на благо ребенка.

А.С. Пушкин “Капитанская дочка”. Любовь к Марье Мироновой, капитанской дочке, не раз побуждала Петра Гринева подвергать свою жизнь опасности. Он отправился в захваченную Пугачевым Белогорскую крепость, чтобы вырвать девушку из рук Швабрина. Петр Гринев понимал, на что идет: в любой момент его могли поймать люди Пугачева, он мог быть убит неприятелями. Но героя ничто не остановило, он был готов спасти Марью Ивановну даже ценой собственной жизни. Готовность к самопожертвованию проявилась и тогда, когда Гринев был под следствием. Он не стал рассказывать о Марье Мироновой, любовь к которой и привела его к Пугачеву. Герой не хотел делать девушку причастной к следствию, хотя это позволило бы ему оправдаться. Петр Гринев своими поступками показал, что готов вытерпеть что угодно ради счастья дорогого ему человека.

Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”. То, что Соня Мармеладова пошла по “желтому билету”, является тоже своего рода самопожертвованием. Девушка решилась на это сама, сознательно, чтобы прокормить свою семью: отца-пьяницу, мачеху и ее маленьких деток. Каким бы грязным занятием не была ее “профессия”, Соня Мармеладова достойна уважения. На протяжении всего произведения она доказывала свою духовную красоту.

Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”. Если Андрий, младший сын Тараса Бульбы, оказался предателем, то Остап, старший сын, проявил себя как сильная личность, настоящий воин. Он не предал отца и Родину, сражался до последнего. Остапа казнили на глазах у отца. Но как бы тяжело, больно и страшно ему ни было, во время казни он не издал ни звука. Остап – настоящий герой, отдавший жизнь за свою Родину.

В. Распутин “Уроки французского”. На самопожертвование оказалась способна Лидия Михайловна, обыкновенная учительница французского языка. Когда ее ученик, герой произведения, пришел в школу побитым, и Тишкин рассказал, что он играл на деньги, Лидия Михайловна не поспешила рассказать об этом директору. Она узнала, что играет мальчик из-за того, что у него не хватает денег на еду. Лидия Михайловна начала заниматься с учеником французским, который ему не давался, на дому, а потом предложила играть с ней в “замеряшки” на деньги. Учительница знала, что это делать нельзя, но желание помочь ребенку было для нее важнее. Когда обо всем узнал директор, Лидию Михайловну уволили. Ее, казалось бы, неправильный поступок оказался благородным. Учительница пожертвовала своей репутацией ради помощи мальчику.

Н.Д. Телешов “Домой”. Семка, так желающий вернуться в свои родные края, по пути встретил незнакомого дедушку. Они шли вместе. В дороге мальчик заболел. Неизвестный отнес его в город, хотя знал, что ему там появляться нельзя: дед уже третий раз сбегал с каторги. В городе дедушку поймали. Он понимал опасность, но жизнь ребенка была для него важнее. Дед пожертвовал своей спокойной жизнью ради будущего незнакомого ему человека.

А. Платонов “Песчаная учительница”. Из села Хошутово, находящегося в пустыне, Мария Нарышкина помогла сделать настоящий зеленый оазис. Она вся отдалась работе. Но прошли кочевники – от зеленых насаждений не осталось и следа. Мария Никифоровна уехала в округ с докладом, где ей предложили перевестись работать в Сафуту, чтобы обучить переходящих на оседлость кочевников культуре песков. Она согласилась, в чем и проявилось ее готовность к самопожертвованию. Мария Нарышкина решила посвятить себя благому делу, не думая ни о семье, ни о будущем, а помогая людям в нелегкой борьбе с песками.

М.А. Булгаков “Мастер и Маргарита”. Ради Мастера Маргарита была готова на все. Она решилась на сделку с дьяволом, была королевой на балу у сатаны. И все ради того, чтобы увидеть Мастера. Истинная любовь заставила героиню пойти на самопожертвование, пройти все испытания, подготовленные ей судьбой.

А.Т. Твардовский “Василий Теркин”. Главный герой произведения – простой русский парень, честно и самоотверженно выполняющий свой солдатский долг. Его переправа через реку стала настоящим героическим поступком. Василия Теркина не испугал холод: он знал, что нужно передать просьбу лейтенанта. То, что сделал герой, кажется невозможным, невероятным. Это подвиг простого русского солдата.

(509 слов) Сейчас нередко можно услышать о том, как война пробуждает в человеческом сердце мужество и патриотизм. Однако все эти восторженные речи всегда изрекают те люди, которые знают о боевых действиях понаслышке. Если же мы спросим у ветерана, то он наверняка скажет, что не хотел бы повторения тех ужасных событий ни за что на свете, и никакого благородства в поле боя он не искал бы. Я полностью согласен с этим и считаю, что война разрушает не только города, но и человеческую личность.

Об удручающем действии войны на человека писал и М. Шолохов в рассказе «Судьба человека». Беседуя с фронтовиком, рассказчик подмечает его глаза и описывает их: «Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть». Именно таким, сломленным и задавленным тоской, вышел солдат из кровавого месива мировой войны. Андрей Соколов потерял там всю семью. Большую часть войны он пробыл в плену у нацистов, и там ему приходилось жить впроголодь и трудиться за троих. Но все же там его поддерживала надежда на скорую победу и встречу с женой и детьми. Но снаряд убил его супругу и дочерей, а сын погиб в последний день борьбы, будучи в Берлине. Вернувшись домой из плена, он обнаружил, что и идти ему некуда: нет дома, нет близких людей. По дороге он увидел мальчика и представился ему отцом, ведь ему было жалко беспризорника. Так и пошли они вместе искать пристанища. Но Андрей не смог забыть родных и боль от их потери. Своему случайному слушателю он задал риторический вопрос, который уже не раз приходил ему на ум: «За что же ты,жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?». После войны Соколов не наслаждался победой, а страдал от тоски и ужасных воспоминаний, которые никогда уже не сотрутся из его памяти. Борьба, плен, смерти и кровь принесли ему столько разочарования, что даже мирная жизнь уже не радовала его. Из этого мы можем сделать вывод, что война угнетает человека и заставляет его страдать даже после боевых действий.

Не менее показательный пример М. Шолохов привел в романе-эпопее «Тихий Дон». Григорий Мелехов был бравым солдатом и дослужился до высокого звания. Он начал свой путь с Первой мировой войны и закончил в банде беглых казаков, скрывающихся от советской власти. Все это время герой мучился от необходимости убивать людей и едва не сошел с ума, напав на матросов и порубив их на куски своей шашкой. Угрызения совести стали обычным делом в его жизни. Но ни в одной из воюющих сторон Григорий не смог найти правды и справедливости, поэтому оправдать себя было нечем. Он не верил ни в монархию, ни в большевизм, ни в отделение казаков от России. В итоге бесконечная борьба привела его, сломленного и постаревшего раньше времени, к полной капитуляции. Роман заканчивается тем, что Мелехов пришел сдаваться советской власти, что бы за этим ни последовало. Жизнелюбивый Григорий был доведен войной до последней степени отчаяния.

Таким образом, война всегда разрушает личность и доводит человека до полного разочарования в жизни. После многочисленных травм, потерь и невзгод боец перестает бороться с тоской и унынием и продолжает жить по инерции, уже не надеясь ни на что. Такое состояние настигает и победителей, и проигравших.

Понравилась статья? Поделитесь ей