Контакты

Анкетирование "чистое дыхание планеты" - экологический проект мку цбс г. черногорска - экос

Список самых загрязненных городов России:

Норильск. За год в атмосферу здесь выбрасывается 1.959 млн тонн вредных веществ. Только 0.5% из этого количества – это выбросы от автомобилей, а все остальное – это заводы, львиную долю которых составляют предприятия группы компаний «Норильский никель».

Для примера – содержание диоксида серы в атмосфере города превышает предельно допустимую норму в примерно в 30 раз, диоксида азота – в 24 раза, а формальдегида – почти в 100 раз. Но благодаря мерам по экологической безопасности, по сравнению с 2011 годом удалось снизить загрязненность на 1.4%.

2. Москва. В отличие от Норильска, здесь основную часть выбросов производят автомобили – на их долю приходится 92.8%. Больше всего загрязнений автомобили производят во время стояния в пробках.

Подсчитано, что за час стояния в пробках, один автомобиль выбрасывает в воздух более 30 кг смесей различных газов: диоксида азота, формальдегида, диоксида серы и тд

3. Санкт-Петербург. Здесь ситуация, аналогичная столичной – слишком большое количество автомобилей и неправильная организация дорожного движения приводят к тому, что 92.8% из всего количества выбросов – а это 488.2 тысяч тонн, приходится именно на автомобильные выхлопные газы.

4. Череповец. Больше половины из 364.5 тысяч тонн загрязнений приходится на промышленные предприятия, в особенности крупный металлургический комбинат «Северсталь».

5. Асбест. В этом городе, расположенном в Свердловской области, 98.6% загрязнений производится предприятиями асбестодобывающей и асбестоперерабатывающей промышленности. Общее количество выбросов – 330.4 тысяч тонн.

6. Липец. Общее количество выбросов – 322.9 тысяч тонн, 91.3% которых составляют стационарные источники. Основной «производитель» загрязнений в городе – Новолипецкий металлургический комбинат.

7. Новокузнецк. Общее количество годовых выбросов – 321 000 тонн, из которых 90.8% приходится объекты энергетики и промышленности.

8. Омск. В Омске за год в атмосферу попадает 291.6 тыс. тонн вредных веществ и 71.7% этих выбросов вырабатываются предприятиями и стационарными источниками.

9. Ангарск. Из 278.6 тыс. тонн выбросов 95.4% приходится на стационарные источники и объекты.

10. Магнитогорск. Величина годового выброса вредных веществ здесь составляет 255.7 тыс. тонн. 89.9% выбросов производит Магнитогорский металлургический комбинат и другие стационарные источники.

11. Красноярск. Несмотря на развитую промышленность, только 62.6% выбросов в городе приходится на стационарные объекты – все остальное это автомобили. Годовое количество выбросов в атмосферу – 233.8 тыс. тонн.

12. Челябинск. В Челябинске аналогична ситуация – из 233.4 тыс. тонн на долю промышленных объектов приходится только 62.8%.

13. Уфа. Количество выбросов в год – 205.5 тыс. тонн, на долю стационарных источников приходится 65.4%

14. Екатеринбург. 203.5 тыс. тонн. Стационарные источники производят только 16.1% вредных веществ, все остальное – это автомобильные выхлопные газы.

15. Воркута. Предприятиями города и автомобилями производится 197.3 тыс. тонн вредных веществ в год, из них на долю транспорта приходится только 2.1%.

16. Нижний Тагил. Количество выбросов в год – 149 тыс. тонн. 85.2% выбросов производят металлургические и другие промышленные предприятия.

17. Самара. За год в атмосферу в городе попадает 137.6 тыс. тонн токсичных веществ. Большинство загрязнений – 73.8% - приходится на долю транспорта.

18. В Братске годовое количество выбросов составляет 134.9 тыс. тонн. 88.8% загрязнений производится промышленными предприятиями.

19. Нижний Новгород. Из-за большого автопарка, 76.3% всех выбросов вредных веществ, общее количество которых составляет 134.4 тыс. тонн, приходится на долю автомобилей.

20. Волгоград. 134.1 тыс.тонн, 53.5% - автомобили.

21. Новочеркасск. 130.8 тыс.тонн вредных веществ в год. 94.2% выбросов производят промышленные объекты.

22. Новосибирск. Информация по Новосибирску спорная и плохо выдерживает критику. Согласно официальным данным, в городе в год производится 128.5 тыс. тонн вредных веществ, из которых 90.7% производят промышленные предприятия. Значит, на долю автомобилей в третьем по величине городе России приходится всего 12 000 тонн вредных веществ. При этом, даже в Хабаровске, который имеет население в 2.5 раза меньше, автомобилями выбрасывается ежегодно больше 50 тыс. тонн токсичных веществ, не говоря уже про Москву и Санкт-Петербург, где эта цифра превышает 900 тыс. тонн.

23. Орск. 123 000 тонн, из которых 86.9% производят предприятия.

24. Иркутск. 62.% от общего количество выбросов в атмосферу (107.8 тыс. тонн) производится промышленными объектами.

25. Сургут. 104.9 тыс. тонн, из которых 65.1% производят предприятия нефтегазовой промышленности.

26. Пермь. 65% всех выбросов в городе производится автотранспортом. Общее количество вредных веществ, попадающих в атмосферу – 100.4 тыс. тонн.

27. Казань. Как и в любом крупном городе, основное загрязнение атмосферы происходит отработанными выхлопными газами. Из 98 тыс. тонн они составляют 70.1%.

28. Хабаровск. Из 96.6 тысяч тонн в городе на долю промышленных объектов приходится 47.4%, остальное – выхлопные автомобильные газы.

29. Барнаул . Общая масса вредных веществ – 95.4 тыс.тонн, из них 54.4% производятся промышленными объектами.

30. Воронеж. Плотный городской трафик и большое количество автомобилей приводят к тому, что из 93.5 тыс. тонн токсичных веществ на долю выхлопных газов приходится 88.8%

31. Тула. 91.4 тыс. тонн, из них 66.5% - промышленные производства.

32. Ростов-на-Дону. Этот мегаполис ежегодно производит 89.4 тыс. тонн токсичных веществ, из которых 87% - отработанные выхлопные газы.

33. Кемерово. Почти половину всех вредных выбросов – 54.6% от 85.1 тыс. тонн в городе производится предприятиями угледобывающей, химической и цементной промышленности.

34. Ярославль. Промышленные объекты производят 52.1% из 84.4. тыс. тонн ежегодных выбросов в атмосферу.

35. Рязань. В Рязани за год в атмосферу попадает 80.9 тыс. тонн токсичных веществ. 62.4% выбросов – это отходы промышленных и стационарных объектов.

36. Саратов. 80.3 тыс. тонн. 74.8% всех выбросов – выхлопные газы автомобильного транспорта

37. Старый Оскол. В этом городе в год в воздух выбрасывается 80 тыс. тонн вредных веществ. 82.9% из них составляют отходы предприятий металлургической и горнодобывающей промышленности.

38. Серов. Предприятия металлургической промышленности производят в год 92.4% загрязнений, общее количество которых составляет 79.4 тыс. тонн.

39. Тюмень. 70.1% всего количества атмосферных загрязнений, а это 78.6 тыс. символов, производится выхлопными газами автомобилей.

40. Тольятти. Годовое количество загрязнений – 71.3 тыс.тонн, из них на долю выхлопных газов приходится 57.1%.

41. Томск. Примерно половину всех выбросов в городе – 52.1% производят предприятия. Масса токсичных веществ, выбрасываемых в атмосферу за год – 70.8%

42. Краснодар. В этом мегаполисе ежегодно выбрасывается в атмосферу 70.5 тыс. тонн вредных веществ. 84.5% от этой величины составляют выхлопные газы.

43. Стерлитамак. Предприятия химической и нефтехимической промышленности, а также транспорт, ежегодно выбрасывают в воздух 68.9 тыс. тонн вредных веществ. На долю промышленных объектов приходится 83.3%.

44. Краснотурьинск. Из 68.8 тыс. тонн ежегодных выбросов в атмосферу токсичных отходов, на долю Богословского алюминиевого завода, золотодобывающих предприятий и ТЭЦ приходится 92.7% всех загрязнений.

45. Новороссийск. 67.8 тыс. тонн выбросов в год. Основные источники загрязнения – это предприятия цементной промышленности (75.8%) и автомобили.

46. Волжский. Несмотря на все усилия властей, в городе напряженная экологическая обстановка. За год в атмосферу выбрасывается 66.8 тыс. тонн токсичных веществ, из которых 75.2% приходится на вырабатываемые химическими предприятиями сероводород, окись углерода, диоксиды азота и серы.

47. Чита. Автомобили и энергетические предприятия города за год выбрасывают в воздух 65.4 тысяч тонн токсичных выбросов примерно в равных пропорциях.

48. Владивосток. Годовой выброс – 59.9 тыс. тонн. 59.8% от этого количества приходится на автотранспорт, остальное – на теплоэлектростанции.

49. Северодвинск. Основные источники загрязнения в городе – работающие на угле электростанции, которые производят до 85.3% выбросов токсичных веществ в атмосферу. Общая масса выбросов составляет 59.3 тыс. тонн

50. Оренбург. Из 58.5 тыс. тонн выбросов в городе 88.4% приходится на долю автомобильного транспорта.

51. Благовещенск. 77.3% из 58.3 тыс. тонн вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу, производятся электростанцией и объектами золотодобывающей отрасли.

52. Киров. 56.6 тыс. тонн в год выбрасывается в атмосферу в столице Кировской области. 53% из них – это отработанные выхлопные газы автомобилей, остальное – отходы предприятий энергетической и нефтехимической промышленности.

53. Ачинск. Общее количество выбросов в год – 55.7 тыс. тонн. Из них Ачинский глиноземный комбинат и другие предприятия производят не менее 80.1% всех вредных отходов.

54. Улан-Удэ. За год в городе в атмосферу было выброшено 53.9 тыс. тонн вредных веществ. На долю энергетических предприятий и стационарных объектов приходится 49.2%, остальное – автомобили.

55. Калининград . 53.9 тыс. тонн. На долю выхлопных газов приходится 78.3%

56. Ульяновск. 53.1 тыс. тонн. Автомобили производят 69.1% всех загрязнений атмосферы.

57. Ноябрьск. Из 52.1 тыс. тонн атмосферных выбросов 79.9% - это отходы нефтегазовой промышленности.

58. Нижневартовск. 51.2 тыс. тонн вредных веществ в год. 60.5% - отработанные газы автотранспорта

59. Бийск. В городе выбрасывается в атмосферу 48.9 тыс. тонн токсичных отходов. На долю предприятий и стационарных источников приходится 71.6%.

60. Архангельск. 47.5 тыс. тонн, 60% всех отходов – это предприятия.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Подводя итоги уходящего года, который, как известно, был объявлен Годом охраны окружающей среды, Блогер против мусора приглашает вас принять участие в опросе. По его результатам мы узнаем, как общество воспринимает экологическую ситуацию в своём регионе и изменилась ли она в положительную (а может быть и в отрицательную) сторону за этот год.

Нам важно ваше участие!


1. Как бы Вы оценили экологическую ситуацию в нашем населенном пункте, местности?
Экологическая ситуация благополучная. Экологических проблем нет;


Затрудняюсь ответить.

2. Как бы Вы оценили экологическую ситуацию в стране в целом?;
Экологическая ситуация благополучная. Экологических проблем нет;
Есть отдельные экологические проблемы;
Экологическая ситуация близка к катастрофической;
Затрудняюсь ответить.

3. По Вашему мнению, что сегодня представляет наибольшую экологическую опасность для окружающей среды в нашем регионе? (в % от опрошенных, любое число ответов)
Бытовые отходы;
Транспорт;
Промышленные отходы;
Вырубка лесов и парков;
Промышленные предприятия;
Объекты энергокомплекса (АЭС, ГЭС, ТЭЦ);
Ничего из этого не представляет опасности;
Другое (укажите);
Затрудняюсь ответить.

4. По Вашему мнению, как изменилась экологическая ситуация за последние год-два в нашем населенном пункте, местности?



Затрудняюсь ответить.

5. По Вашему мнению, как изменилась экологическая ситуация за последние год-два в стране в целом?
Экологических проблем стало значительно меньше;
Некоторые экологические проблемы решены, некоторые остались нерешенными;
Экологических проблем стало значительно больше;
Затрудняюсь ответить.

6. Как, на Ваш взгляд, изменится экологическая ситуация в нашем населенном пункте в ближайшие 2-3 года: улучшится или ухудшится?
Произойдет существенное улучшение ситуации;
В чем-то ситуация улучшится, в чем-то ухудшится;
Произойдет существенное ухудшение ситуации;
Ситуация в целом не изменится;
Затрудняюсь ответить.

7. По Вашему мнению, от кого, прежде всего, зависит улучшение экологической ситуации в нашем населенном пункте? (в % от опрошенных, любое число ответов)
Федеральная власть, правительство в целом;
Сами люди;
Местная власть (города, района);
Региональная власть (губернатор, глава администрации региона);
Специальные правительственные службы (Минприроды, экологическая полиция, МЧС и др.);
Предприятия;
Общественные организации, в том числе экологические;
Затрудняюсь ответить.

8. Какие из следующих экологических опасностей кажутся Вам наиболее реальными для нашего города/местности: техногенные катастрофы на предприятиях нашего города/района
Скорее вероятные;
Скорее не вероятные;
Затрудняюсь ответить.

9. Какие из следующих экологических опасностей кажутся Вам наиболее реальными для нашего города/местности: ухудшение качество воздуха
Скорее вероятные;
Скорее не вероятные;
Затрудняюсь ответить.

10. Какие из следующих экологических опасностей кажутся Вам наиболее реальными для нашего города/местности: ухудшение качества питьевой воды
Скорее вероятные;
Скорее не вероятные;
Затрудняюсь ответить.

11. Какие из следующих экологических опасностей кажутся Вам наиболее реальными для нашего города/местности: ухудшение состояния лесов, парков
Скорее вероятные;
Скорее не вероятные;
Затрудняюсь ответить.

12. Какие из следующих экологических опасностей кажутся Вам наиболее реальными для нашего города/местности: появление новых свалок/ рост количества мусора во дворах/ придомовых территориях
Скорее вероятные;
Скорее не вероятные;
Затрудняюсь ответить.

13. По Вашему мнению, в чем состоят приоритеты экологической политики России? (в % от опрошенных, любое число ответов)
Ликвидация свалок бытовых и промышленных отходов, организация переработки мусора
Внедрение экологичных технологий на производстве и сокращение промышленных выбросов;
Восстановление лесов;
Улучшение качества питьевой воды и состояния водоемов;
Расширение сети национальных парков и заповедников;
Охрана редких животных и борьба с браконьерством;
Затрудняюсь ответить.

14. В апреле 2013 г. глава Минприроды России Сергей Донской назвал ключевые направления деятельности министерства. Какие инициативы Министра Вы считаете наиболее важными? (в % от опрошенных, любое число ответов)
Борьба со свалками бытовых и промышленных отходов;
Снижение выбросов озоноразрушающих веществ;
Эффективная борьба с лесными пожарами;
Ужесточение ответственности за браконьерство;
Реабилитация озера Байкал;
Затрудняюсь ответить.

15. Что из ниже перечисленного Вы лично готовы предпринимать для улучшения экологической ситуации в вашей местности? (в % от опрошенных, любое число ответов)
Соблюдать чистоту на улицах;
Соблюдать правила пожарной безопасности в лесах и парках;
Бережно относиться к воде в быту;
Осуществлять раздельный сбор мусора;
Участвовать в посадках деревьев в лесах и парках;
Экономить энергию в быту;
Пользоваться экологичными видами транспорта/ использовать экологичное топливо;
Затрудняюсь ответить.

16. Представим, что в Вашем городе будет реализовываться специальная программа утилизации бытовых отходов. Чтобы из перечисленного Вы бы согласились делать, а чтобы, наоборот, не делали: осуществлять раздельный сбор бытового мусора
Скорее делал бы;
Скорее не делал бы;
Затрудняюсь ответить.

17. Представим, что в Вашем городе будет реализовываться специальная программа утилизации бытовых отходов. Чтобы из перечисленного Вы бы согласились делать, а чтобы, наоборот, не делали: сдавать в магазины использованные пластиковые бутылки из-под напитков за небольшую компенсацию
Скорее делал бы;
Скорее не делал бы;
Затрудняюсь ответить.

18. Представим, что в Вашем городе будет реализовываться специальная программа утилизации бытовых отходов. Чтобы из перечисленного Вы бы согласились делать, а чтобы, наоборот, не делали: сдавать старую бытовую технику в специальные пункты приема для дальнейшей утилизации
Скорее делал бы;
Скорее не делал бы;
Затрудняюсь ответить.

19. Представим, что в Вашем городе будет реализовываться специальная программа утилизации бытовых отходов. Чтобы из перечисленного Вы бы согласились делать, а чтобы, наоборот, не делали: собирать и сдавать макулатуру в специализированные пункты приема
Скорее делал бы;
Скорее не делал бы;
Затрудняюсь ответить.

20. Представим, что в Вашем городе будет реализовываться специальная программа утилизации бытовых отходов. Чтобы из перечисленного Вы бы согласились делать, а чтобы, наоборот, не делали: собирать и сдавать использованные батарейки в специализированные пункты приема
Скорее делал бы;
Скорее не делал бы;
Затрудняюсь ответить.

21. В последние годы министерство природных ресурсов РФ приступило к реализации нескольких экологических программ. По Вашему мнению, в какой мере данные программы будут способствовать улучшению экологической ситуации в стране: повышение качества питьевой воды для населения
Скорее будут способствовать;

Затрудняюсь ответить.

22. В последние годы министерство природных ресурсов РФ приступило к реализации нескольких экологических программ. По Вашему мнению, в какой мере данные программы будут способствовать улучшению экологической ситуации в стране: создание системы по переработке мусора, упаковки и бытовой техники
Скорее будут способствовать;
Скорее не будут способствовать;
Затрудняюсь ответить.

23. В последние годы министерство природных ресурсов РФ приступило к реализации нескольких экологических программ. По Вашему мнению, в какой мере данные программы будут способствовать улучшению экологической ситуации в стране: создание новых заповедников и национальных парков
Скорее будут способствовать;
Скорее не будут способствовать;
Затрудняюсь ответить.

24. В последние годы министерство природных ресурсов РФ приступило к реализации нескольких экологических программ. По Вашему мнению, в какой мере данные программы будут способствовать улучшению экологической ситуации в стране: восстановление популяции редких видов животных и повышение штрафов за браконьерство
Скорее будут способствовать;
Скорее не будут способствовать;
Затрудняюсь ответить.

25. В последние годы министерство природных ресурсов РФ приступило к реализации нескольких экологических программ. По Вашему мнению, в какой мере данные программы будут способствовать улучшению экологической ситуации в стране: внедрение экологичных технологий на производстве
Скорее будут способствовать;
Скорее не будут способствовать;
Затрудняюсь ответить.

26. В последние годы министерство природных ресурсов РФ приступило к реализации нескольких экологических программ. По Вашему мнению, в какой мере данные программы будут способствовать улучшению экологической ситуации в стране: масштабная ликвидация мусора в Арктике
Скорее будут способствовать;
Скорее не будут способствовать;
Затрудняюсь ответить.

27. В последние годы министерство природных ресурсов РФ приступило к реализации нескольких экологических программ. По Вашему мнению, в какой мере данные программы будут способствовать улучшению экологической ситуации в стране: Ежегодный экологический рейтинг городов (рейтинг выявляет ключевые проблемы городов и формирует пути их решения);
Скорее будут способствовать;
Скорее не будут способствовать;
Затрудняюсь ответить.

Развиваемые компетенции : владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы.

При выполнении работы могут быть развиты также: готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе; готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявлением уважения к людям, толерантностью к другой культуре, готовностью нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений;

владение основными методами, способами и средствами получения, Хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управлении я информацией.

Цель работы: знакомство с особенностями проведения социологического опроса как научного метода гуманитарных исследований; выявление мнения жителей региона об актуальных экологических проблемах и привлечение внимания к необходимости их решения.

Введение. Каждый член общества связан с окружающим миром множеством видимых и незримых контактов. Социальные, экономические, экологические проблемы переплетаются, обусловливая в итоге то или иное качество жизни отдельного индивидуума, семьи, трудового коллектива, города, региона, страны. Общественное мнение может влиять на решения властных структур, например, по размещению свалки мусора, полигона для захоронения токсичных отходов, опасного производства, вырубки деревьев для освобождения территории под коттеджное строительство. Результаты опроса населения помогает в реализации конкретных социально-экологических проектов, планировании экологического просвещения, донесении до людей правдивой информации об экологических проблемах.

В силу сложности и многогранности процессов, протекающих в обществе, и их отражения в научных публикациях и средствах массовой информации, применяются разные методы исследований. Опрос – метод научного исследования в экологии наряду с наблюдением, экспериментом и моделированием.

Опрос – метод научного исследования, основанный на устном или письменном обращении к определенной группе людей (респондентов) с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне. В зависимости от формы контакта выделяют две основные разновидности опроса: анкетирование и интервьюирование (беседа). Может осуществляться лично (анкетирование) или дистанционно (телефонные или Интернет – опросы).


С точки зрения системного подхода соцопрос – форма обратной связи в обществе, так как может способствовать изменению законодательства илиувольнению министров.

Общественное мнение - форма массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности. Общественное мнение выражается публично и оказывает влияние на функционирование общества. Именно возможность гласного, публичного высказывания населения по злободневным проблемам общественной жизни и влияние этой высказанной вслух позиции на развитие общественно-политических отношений отражает суть общественного мнения как особого социального института. При этом, общественное мнение представляет собой совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, затрагивающему группу людей.

Тезаурус . Социальная экология, экологическое просвещение, социологический опрос, экологическая проблема, экологическое просвещение, экологическое образование для устойчивого развития, статистика, математическая статистика, анкета, гражданское выборка, объём выборки, событие, зависимое /независимое событие, случайная величина.

Задание 1 . Запишите понятия тезауруса, используя доступные Вам информационные источники.

Задание 2. Определите тему эколого-социологического опроса.

По указанию преподавателя разбейтесь на микро-группы по 5-7 человек.

Проведение социологического опроса начинается с формулирования цели. Возможно, Вы уже были участником анкетирования (например, «Какими марками сигарет пользуетесь?» «Косметику каких фирм предпочитаете?»). Цели подобных исследований – анализ покупательских предпочтений россиян и продвижение того или иного товара. Цель эколого-социологического опроса – изучение мнения населения о тех или иных проблемах, например, об эффективности природоохранного законодательства, ответственности властей, бизнеса и населения за поиск решения экологических проблем.

Назовите несколько известных вам экологических проблем разного масштаба. Сформулируйте в микрогруппе актуальную для большинства из вас тему опроса, который вы будете проводить.

Задание 3. Выявите респондентов.

Определите, кого и каким способом будете опрашивать. Это, к примеру, может быть гендерное исследование (определение различий в отношении мужчин и женщин к экологическим проблемам), возрастные исследования (выявление разницы между мнениями молодежи, людей среднего возраста и пенсионеров), телефонный или Интернет – опрос (если у Вас есть такая возможность).

Запишите в тетради потенциальных респондентов и их количество (рекомендуем 20-30 человек).

Задание 4. Составьте анкету.

Получение информации в процессе непосредственного общения исследователя с респондентом характерно для методов беседы (интервью). Интервьюер сам задает вопросы респонденту и фиксирует полученные ответы. Беседа служит распространенным методом сбора данных в гуманитарных наука (социология, педагогика, психология).

Анкета – система вопросов, направленная на выявление отношение респондента к характеристикам предмета исследования (например, к экологической проблеме).

Главным компонентом анкеты является не отдельный вопрос, как таковой, а серия вопросов, отвечающая общему смыслу исследования.

Анкета состоит из трех частей: вводная часть; основная часть; “паспортичка”. Главная ее задача – побудить респондента дать ответы на поставленные вопросы. В вводной части обычно указываются данные организации или лица, проводящего опрос; цель и задачи исследования; значимость роли респондента; гарантия конфиденциальности информации (если анкета не анонимная); инструкция по заполнению анкеты; выражение благодарности респонденту за участие в исследовании.

Сначала рекомендуется ставить контактные вопросы. Их цель – заинтересовать респондента, настроить его на контакт. Эти вопросы должны быть просты в формулировке, ответы на них должны быть краткими (закрытые вопросы - см ниже). После контактных вопросов идут основные вопросы. Ответы на них дают основную информацию по интересующей исследователя проблеме. Содержание этих вопросов будет соответствовать цели и задачам опроса.

Цель основной части анкеты – сбор информации. В разработке основной части следует правильно располагать разные типы вопросов (об этом ниже). Логика построения вопросов основной части: от простых вопросов к сложным, а затем от сложных снова к простым.

На последнем месте в этой части анкеты ставятся заключительные вопросы. Главная их функция – снять психологическое напряжение у респондентов, дать почувствовать, что сделана большая и нужная работа. В связи с возможной усталостью респондента, это должны быть наиболее простые вопросы, ответы на которые не требуют сильного напряжения памяти, внимания и т.п.

«Паспортичка» - часть анкеты, содержащая вопросы по выявлению профессии, образования, возраста, семейного положения, пола и других социальных критериев; располагается в конце анкеты. Анкета может быть анонимной, частично анонимной (с указанием, например, пола, возраста или рода занятий) или содержать ФИО респондента.

Хорошая анкета состоит, как правило, из всех трех видов вопросов: открытых, закрытых и полузакрытых.

Закрытые вопросы содержат один или несколько вариантов возможных ответов, из которых должен выбирать респондент.

Полузакрытые вопросы дают возможность респонденту уклониться от выбора указанных альтернатив, имея возможность ответить по-своему.

Открытые вопросы – вопросы, которые предполагают самостоятельную формулировку ответа респондентом.

Можно выделить следующие конструкции вопросов.

1. Вопрос, на который можно ответить “да” или “нет”.

Пример. Знаете ли Вы о проблеме парникового эффекта? (Да / нет).

2. Альтернативный вопрос. Респондент выбирает один ответ из набора вариантов.

Пример. Парниковый эффект – это

А) повышение температуры приповерхностных слоёв атмосферы

Б) рост солнечной радиации из-за разрушения озонового слоя Земли

В) изменение климата из-за опустынивания.

3. Поливариантные вопросы – вопросы типа “меню”. Дается набор вариантов ответов, из которого респондент может выбрать несколько. Отличие поливариантных вопросов от альтернативных – в количестве вариантов ответа, которое можно выбрать.

Пример. В росте несанкционированных свалок виноваты

А) экологически неграмотные граждане

Б) бизнесмены, не желающие заключать договора на вывоз мусора со своих предприятий

В) плохо работающие спецавтохозяйства

Д) марсиане.

4. Шкальные вопросы – вопросы, содержащие шкалу измерения признака вопроса. Это разновидность альтернативного вопроса. При ответе респонденту необходимо оценить интенсивность какого-либо явления или мнения.

Пример. Считаете ли Вы водопроводную воду в Томске:

А) очень грязной;

Б) грязной, непригодной для питья;

В) относительно чистой;

Г) чистой, пригодной для питья.

5. Вопросы-диалоги. Состоят из высказываний воображаемых лиц. Респондент должен согласиться с воображаемым собеседником.

Господин N считает, что бездомных животных нужно отстреливать. Гражданка Х думает, что их нужно стерилизовать. Студент С заявляет, что брошенных собак и кошек следует помещать в приюты и раздавать сердобольным гражданам.

Задание 5. Обработка и представление данных.

После проведения социологического опроса необходимо обработать данные. При этом используются инструменты математической статистики (раздела математики, изучающий методы сбора и обработки результатов наблюдений случайных событий с целью выявления закономерностей).

Ниже приведены некоторые специальные термины, знание которых полезно для проведения социологического опроса. Другие понятия и термины, которые имеют отношение к рассматриваемой теме, перечислены в рубрике «тезаурус». Значение (смысл) каждого из них необходимо знать, когда преподавателю представляется отчет по данной практической работе.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13

Понравилась статья? Поделитесь ей