Контакты

Анализ «Легенда о Данко» Горький. Анализ легенды о данко из рассказа старуха изергиль горького Данко полное содержание

Легенда «Данко» Горького – отрывок из рассказа «Старуха Изергиль», написанного в 1894 году. В этой легенде писатель представил самоотверженного, альтруистичного героя, который руководствовался принципом «Жить ради людей».

Для лучшей подготовки к уроку литературы в 7 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Данко». Проверить свои знания можно при помощи теста на нашем сайте.

Главные герои

Данко – молодой красивый юноша, сильный и отважный, не пожалевший собственной жизни ради блага своего народа.

Другие персонажи

Люди – соплеменники Данко, некогда сильные и мужественные, но под действием внешних сил утратившие благородство и силу духа.

Много лет назад жили « веселые, сильные и смелые люди ». С трех сторон их поселение окружали дремучие леса, а с четвертой – простиралась бескрайняя степь. Однажды степь принесла им беду: появились воинствующие племена, и прогнали этих людей вглубь леса. Жить здесь было невозможно: густая листва огромных деревьев не пропускала солнечный свет, а из болот « подымался смрад, и от него люди гибли один за другим ».

Стало понятно, что нужно срочно покидать опасный лес. Перед людьми встал непростой выбор: вернуться в степь, где их поджидали « сильные и злые враги », или же двигаться вперед, пробивая себе дорогу через густые лесные заросли. Но деревья в лесу были такими крепкими и могучими, словно были сделаны из самого прочного камня. Их ветви так плотно переплелись между собой, что людей днем и ночью окружало « кольцо крепкой тьмы ». Выбраться из этой западни было совсем непростым делом.

Все же, это были смелые люди, и они могли бы рискнуть и сразиться с врагами. Однако они не могли позволить себе погибнуть, « потому что у них были заветы, и коли б умерли они, то пропали б с ними из жизни и заветы ». Пытаясь найти выход из этого положения, люди сидели и думали, как правильно поступить, вот только « ничто - ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы ». Вскоре люди ослабли от горестных мыслей, наполнявших их. В племени зародился страх, и многие уже были готовы принести в дар захватчикам свою волю, и « никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни ».

Но тут взял слово молодой красавец Данко, который считал, что « не своротить камня с пути думою ». Он предложил соплеменникам отправиться сквозь лес навстречу солнцу, ведь « все на свете имеет конец ». В его глазах было столько внутренней силы и « живого огня », что люди поверили ему. Они попросили Данко вести их через лес и спасти от неминуемой смерти среди ядовитых болот. Дорога была очень трудной, на каждом шагу путников поджидала опасность: « болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей », ветви деревьев раздирали в кровь их тела. Люди все шли и шли, но не было конца этому страшному лесу. Напротив, он становился еще гуще и темнее. Обессиленные путники все чаще стали роптать на Данко, который завел их неизвестно куда, на верную погибель.

Однажды над лесом грянула гроза, и стало « так темно, точно в нем собрались сразу все ночи ». Деревья-великаны скрипели под порывами ветра, синим пламенем сверкали молнии, пугая людей. Казалось, из темноты на них смотрит « что-то страшное, темное и холодное ». Путники окончательно пали духом. Им, некогда сильным и бесстрашным, было стыдно признаться в собственном малодушии, и они принялись обвинять во всех своих бедах Данко. Люди назвали своего предводителя ничтожным, вредным человеком, из-за которого они вынуждены терпеть страшные лишения. Данко же возразил, что только в нем одном оказалось мужество вести вперед, и племя пошло за ним по доброй воле. Он упрекнул людей, что те не смогли « сохранить силы на путь более долгий », и шли, словно стадо овец.

Эти слова разъярили соплеменников Данко еще больше, и в толпе послышались призывы убить бесстрашного юношу. Данко окинул взглядом людей, и с горечью понял, « что они - как звери ». Но он по-прежнему их любил, и искренне желал добра. В нем возникло огромное желание спасти свой народ, сделать для него великое дело. Без долгих раздумий Данко « разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой ». Оно пылало так ярко, что затмило бы собой солнце. Даже самая глубокая тьма расступалась перед этим « факелом великой любви к людям ».

Данко вновь возглавил племя и уверенно пошел вперед, освещая путь своим горячим, сверкающим сердцем. Очарованные невиданным зрелищем, люди безропотно отправились за ним. Вскоре лес расступился, открыв путникам бескрайнюю плодородную степь и стремительную реку. Окинув радостным взглядом « свободную землю », Данко гордо засмеялся, упал и умер. Его смерти никто не заметил, и только один осторожный человек, увидев еще пылающее сердце, раздавил его ногой, словно боясь чего-то…

Заключение

В своем произведении писатель вскрыл одну из распространенных проблем современного общества, когда слабые, безвольные люди не способны сделать шаг навстречу новой жизни.

После ознакомления с кратким пересказом «Данко» рекомендуем прочесть фрагмент рассказа «Старуха Изергиль» в полной версии.

Тест по легенде

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 134.

Старуха, очевидно, часто рассказывала о горящем сердце Данко. Она говорила певуче, и голос ее, скрипучий и глухой, ясно рисовал предо мной шум леса, среди которого умирали от ядовитого дыхания болота несчастные, загнанные люди… «Данко – один из тех людей, молодой красавец. Красивые – всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам:

– Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец – все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..

Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.

– Веди ты нас! – сказали они.

Тогда он повел…»

Старуха помолчала и посмотрела в степь, где все густела тьма. Искорки горящего сердца Данко вспыхивали где-то далеко и казались голубыми воздушными цветами, расцветая только на миг.

«Повел их Данко. Дружно все пошли за ним – верили в него. Трудный путь это был! Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной. Переплелись их ветки между собой; как змеи, протянулись всюду корни, и каждый шаг много стоил пота и крови тем людям. Долго шли они… Все гуще становился лес, все меньше было сил! И вот стали роптать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повел их куда-то. А он шел впереди их и был бодр и ясен.

Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей. И деревья, освещенные холодным огнем молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей. А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное. Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, – вот как!

Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко.

– Ты, – сказали они, – ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!

– Вы сказали: «Веди!» – и я повел! – крикнул Данко, становясь против них грудью. – Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!

Но эти слова разъярили их еще более.

– Ты умрешь! Ты умрешь! – ревели они. А лес все гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они – как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня… А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. А он уже понял их думу, оттого еще ярче загорелось в нем сердце, ибо эта их дума родила в нем тоску.

А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь…

– Что сделаю я для людей?! – сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

– Идем! – крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.

Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца.

И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!

И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем Гроза была – там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река… Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струьй из разорванной груди Данко.

Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, – кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и – умер.

Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой… И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…»

– Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!

Теперь, когда старуха кончила свою красивую сказку, в степи стало страшно тихо, точно и она была поражена силой смельчака Данко, который сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе. Старуха дремала. Я смотрел на нее и думал: «Сколько еще сказок и воспоминаний осталось в ее памяти?» И думал о великом горящем сердце Данко и о человеческой фантазии, создавшей столько красивых и сильных легенд.

Дунул ветер и обнажил из-под лохмотьев сухую грудь старухи Изергиль, засыпавшей все крепче. Я прикрыл ее старое тело и сам лег на землю около нее. В степи было тихо и темно. По небу все ползли тучи, медленно, скучно… Море шумело глухо и печально.

Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой - была степь. Были это веселые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжелая пора: явились откуда-то иные племена и прогнали прежних в глубь леса. Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим. Тогда стали плакать жены и дети этого племени, а отцы задумались и впали в тоску. Нужно было уйти из этого леса, и для того были две дороги: одна - назад, - там были сильные и злые враги, другая - вперед, там стояли великаны-деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота.

Эти каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры. И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их, а они привыкли к степному простору. А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям. Это были все-таки сильные люди, и могли бы они пойти биться насмерть с теми, что однажды победили их, но они не могли умереть в боях, потому что у них были заветы, и коли б умерли они, то пропали б с ними из жизни и заветы. И потому они сидели и думали в длинные ночи, под глухой шум леса, в ядовитом смраде болота. Они сидели, а тени от костров прыгали вокруг них в безмолвной пляске, и всем казалось, что это не тени пляшут, а торжествуют злые духи леса и болота… Люди всё сидели и думали. Но ничто - ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы. И ослабли люди от дум… Страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем над трупами умерших от смрада и над судьбой скованных страхом живых, - и трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом все громче и громче… Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни… Но тут явился Данко и спас всех один. [...]

Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам:
- Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец - все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..
Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.
- Веди ты нас! - сказали они.
Тогда он повел… [...]

Повел их Данко. Дружно все пошли за ним - верили в него. Трудный путь это был! Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной. Переплелись их ветки между собой; как змеи, протянулись всюду корни, и каждый шаг много стоил пота и крови тем людям. Долго шли они… Все гуще становился лес, все меньше было сил! И вот стали роптать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повел их куда-то. А он шел впереди их и был бодр и ясен.

Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей. И деревья, освещенные холодным огнем молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей. А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное. Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, - вот как!

Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко.
- Ты, - сказали они, - ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!
- Вы сказали: „Веди!“ - и я повел! - крикнул Данко, становясь против них грудью.- Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!
Но эти слова разъярили их еще более.
- Ты умрешь! Ты умрешь! - ревели они.

А лес все гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они - как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня… А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. А он уже понял их думу, оттого еще ярче загорелось в нем сердце, ибо эта их дума родила в нем тоску.

А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь…

Что сделаю я для людей?! - сильнее грома крикнул Данко.
И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.
Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.
- Идем! - крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.

Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!

И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем. Гроза была - там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река… Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струей из разорванной груди Данко.

Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, - кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и - умер.

Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой… И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…

М. ГОРЬКИЙ «ЛЕГЕНДА О ДАНКО»

«…ЗАЧЕМ Я...»?

(УРОК АНАЛИЗА)

Цели:

1) проанализировать идейно - художественное своеобразие легенды о Данко;

2) развить навыки анализа текста;

3) воспитать в обучающихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, гордости, добру, служению людям;

Оборудование: презентация, мультфильм «Легенда о пламенном сердце».

Тип урока: урок изучения художественного произведения.

Ход урока

Эпиграф

Если я - не за себя, то кто же за меня?

Но если я – только за себя, зачем я?

М.Горький

Для себя жить – тлеть, для семьи – гореть,

А для народа – светить.

Русская пословица

I. Создание проблемной ситуации.

Учитель: Тема нашего урока «…Зачем я...»? Это часть фразы, которую М.Горький любил повторять. Продолжите ее.

Почему так?

Прочитайте эпиграф. На какие 2 части можно ее разделить?

О чем каждая каждая часть? (О человеке и его отношении к жизни.)

Как фраза связана с «Легендой о Данко»? (В ней изображено отношение героя к себе и к жизни.)

Какую проблему мы должны решить? (В чем смысл жизни?)

Учитель. Максим Горький посвятил этой проблеме все свое творчество. Об этом он говорит в рассказе «Старуха Изергиль

II. Изучение нового материала.

Композиция рассказа М.Горького «Старуха Изергиль».

(Сообщение обучающегося)

Рассказ Горького «Старуха Изергиль» - размышление о смысле жизни. Произведение состоит из трех самостоятельных частей: первая – легенда о Ларре, вторая - рассказ старухи о своей жизни и третья часть - легенда о Данко. При этом первая и третья часть противоположны друг другу: «огненное сердце» Данко и «каменное сердце» Ларры. Ларра «считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекает себя». Отчуждение от людей – это корень трагедии и смысл наказания этого человека. Герой попытался презреть священные законы человечности, любви, единения. И потерпел поражение. В разрушении связей между людьми автор видит потерю смысла жизни. Легенде о Данко предшествуют воспоминания старухи Изергиль о прошлом. Ее окружали равнодушие, жадность, подлость. Сама она жила высокими чувствами, во имя любви, не боясь жертвовать собой.

С восторгом говорит о людях с сильной волей и стойким характером. «В жизни… всегда есть место подвигам». Последняя легенда о том, что Данко ведет свой народ на волю из рабской и ничтожной жизни.

Судьба старухи во многом схожа с судьбами Ларры и Данко. Она прожила бурную жизнь и никогда не была «рабой ничьей». Люди, среди которых живет Изергиль, любят ее, им нужны ее красивые рассказы: ведь в их сегодняшней жизни нет той силы и того огня, которые раньше были в людях. И старуха Изергиль, и Данко творили свои судьбы самостоятельно, каждый прожил свою жизнь для людей, а это, по мнению Горького, и есть настоящий подвиг. (Автор рецензии Ирина Васильева (http://recenzija.ru/)

Как закончился рассказ о Данко? Ваше впечатление? (Трагически. Очень жаль Данко. Зря погиб. Не стоит за таких умирать.)

Вы какого финала хотели бы? (Данко помочь люди должны. После смерти воздать славу и почести. О нем никто не вспомнил, да еще и сердце раздавили, чтобы не напоминало.)

Кто Данко, жертва или герой? (Если герой, то он одержал победу, а жертва, значит, потерпел поражение, проиграл.)

Время создания произведения.

Тема смысла человеческой жизни во времена Горького была актуальна?

(Сообщение обучающегося об эпохе, в которую жил писатель)

Вы почувствовали бодрость, которую ждали от горьковских произведений его современники? Какую бы вы написали музыку к финалу? (Скорее всего, оптимистическую)

Пейзаж. Каменный лес. Наблюдение . Выразительное чтение.

Роль пейзажа? Выразительные средства. (Передает настроение людей, их безысходность.)

Как люди оказались в безвыходной ситуации? Она, действительно, безвыходная? (Проявили слабость, испугались сильных врагов, умирать не хочется.)

Что такое заветы? Они стоят того, чтобы из-за них умереть? (Наказ потомкам. Не за каждый завет можно умереть.)

Что они предприняли, чтобы найти выход?

Каков Данко? Его портрет? Зачитайте.

Чем он увлек людей, заставил действовать? (Силой своих убеждений, верой в успех дела.)

Картина грозы. (Анализ) Выразительно!

Какова природа?

Каковы люди на фоне враждебной природы?

Какова кульминация легенды?

Просмотреть фрагмент «Легенда о пламенном сердце» (Режиссер И.Гурвич. 1967 год)

Как режиссер подчеркивает важность сцены?(Фильм черно-белый, а в эпизоде, где Данко вырывает сердце и освещает им путь, режиссер использует цвет.)

Что заставило его вырвать свое сердце? (Разные ответы.Увидел в людских глазах ненависть и злобу: «Схватить и убить Данко».

Данко видит, что ему от разъяренной толпы не спастись. Поэтому вырывает сердце, отвлекая мысли людей от ярой злобы.

Если бы Данко думал о своей жизни, он бы бросил их еще раньше.

Ожидали, что «он будет бороться с ними». Они думали, что он их ненавидит. В такую минуту слова не помогут остановить кровопролитие. Нужно дело, поступок.

Он хочет, чтобы люди видели, как он их любит, жаждет спасти их.

Он совершает поступок, доказывающий силу его любви к людям.)

Любовь Данко к людям помогла им? (Да. Они вышли на свободу.)

Они одержали победу?(Не они победили, а Данко.)

А Данко проиграл, он погиб. Он жертва? (Данко погиб, но он не жертва, одержал моральную победу, потому что он оказался прав: побеждает тот, кто сражается за жизнь, за людей.)

Стоило умирать ради неблагодарных, равнодушных людей? (Данко умер за свободу, за жизнь.)

Описание природы, когда люди вышли на свободу.

Роль этого пейзажа? (Передает торжество жизни.)

Какой цвет преобладает? (Яркий, как сама жизнь.) Что символизирует этот пейзаж? (Жизнь.)

А Данко какое место у людей в этом торжестве занимает? (Они о нем забыли.)

- «Смерть со славой и с честью - не жертва, а подвиг». К. Федин. Вы согласны с этим утверждением?

Вы каким хотели бы видеть поведение людей? (Хотелось бы, чтобы люди были благодарны своему спасителю.)

Данко напрасно погиб? Он жертва? (Физически он погиб, но его идеи одержали победу.)

Что в этот момент должен чувствовать забытый людьми Данко? (С точки зрения обывателя – досаду, обиду, ненависть к людям.)

Как Данко воспринимает людское равнодушие? (У Данко нет к людям обиды и ненависти.)

Учитель: А Горький пишет: «…кинул он радостный взор на свободную землю, и засмеялся гордо… и умер». Получается, что смерть герой воспринимает как победу. Получилось так, как Данко и задумал. Он победил, достиг своей цели. Он радуется. Победа моральная одержана.

Каков финал легенды о Данко? (Оптимистичен.)

Почему осторожный человек раздавил сердце? (Горящее сердце – напоминание о людской неблагодарности.)

Чего может бояться человек? Чем грозило людям горящее сердце? (Оно напоминало о человеческой трусости и слабости. Они стыдятся своей слабости.)

Значит, получилось не так, как хотел Данко. Победил «осторожный человек»? (Победил Данко, его идеи, взгляды на жизнь, её смысл.)

Почему жанр легенды?

3. Жанр легенды. (Сообщение обучающегося по лингвистическому словарю)

ЛЕГЕНДА (от лат. legenda, букв. - то, что следует прочесть),
1) в средневековой письменности - житие святого и религиозно-нравоучительный рассказ, притча; в фольклоре - вошедший в традицию народный рассказ о чудесном, воспринимающийся рассказчиком и слушателем как достоверный (легенда о «золотом веке»); в новейшей литературе всякое произведение , отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на некую достоверность в прошлом.
2) В обиходном значении - что-то невероятное, выдумка.

(Источник - Словарь литературоведческих терминов на www.Goodmark.com.ru)

III. Обобщение.

Данко герой или жертва? Он победил или проиграл? Дайте ответ, используя цитаты.

Истинным поражением является измена принципу, отречение от своих прав и гнусная покорность злу.

Д. Неру

Без пользы жить – безвременная смерть.

Теперь какое у вас настроение после повторного прочтения?

- В чем смысл жизни? Спрашивал Аристотель. И как вы думаете, что он отвечал? Он отвечал: Служить другим и делать добро .

Составление синквейна. Данко.

Учитель: Свет, солнце часто использовались как символы другими авторами. Маяковский писал: «Светить всегда…» Что он имел в виду? Об этом мы поговорим на следующем уроке.

Рефлексия.

Для нашего времени эта тема актуальна?

Каково ваше настроение после повторного прочтения?

IV. На дом .

По выбору:

1) рассказ о В.Маяковском подготовить;

2) выписать из стихотворения «Необычайное приключение…» слова, которые вы раньше не слышали.

Предварительный просмотр:

Время создания рассказа Конец XIX века – начало XX . Рубеж веков был порой романтических ожиданий, предшествующих обычно крупным историческим событиям. Казалось, что сам воздух был насыщен призывом к действию. В литературе появляется певец новой России - М. Горький. Он говорил, что настала пора героического.

Ваше настроение после первого прочтения?

Какое настроение создает пейзаж в начале легенды?

Словарь С.И.Ожегова ЗАВЕ́Т, -а, м. (высок.). Наставление, совет последователям, потомкам. Жить по ~ам отцов. Великие ~ы. Ветхий Завет дохристианская часть Библии. Новый Завет христианская часть Библии.

Описание грозы «…стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев … в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей»

Ирина Гурвич, режиссёр В 1967 году сняла мультфильм «Легенда о пламенном сердце»

Толковый словарь С.И.Ожегова герой 1. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Герои войны, труда. 2. Главное действующее лицо литературного произведения. Г. трагедии. Г. романа. 3. чего. Человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды. Г. нашего времени. 4. кого (чего). Тот, кто привлёк к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление). Г. дня. жертва 1. В древних религиях: приносимый в дар божеству предмет или живое существо. Ж. богам. 2. Добровольный отказ от кого-чего-н. в чью-н. пользу, самопожертвование (высок.). Принести себя в жертву семье. 3. О ком-н. страдающем от насилия, несчастья, неудачи. Жертвы кораблекрушения. Тигр набросился на свою жертву. Пасть жертвой в борьбе.

Смерть Данко И вот вдруг лес расступился перед ним...и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем. Гроза была - там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя…и золотом сверкала река...

Осторожный (Словарь С.И.Ожегова) осторожный 1) сдержанный, бережный, не грубый Пример: Осторожное обращение с больным. 2) предусматривающий возможную опасность, не опрометчивый Пример: О. человек. Осторожное поведение. Осторожно! (восклицание в знач. : будь внимателен, грозит опасность).

Жанр - легенда 1) в средневековой письменности - житие святого и религиозно-нравоучительный рассказ, притча; в новейшей литературе всякое произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на некую достоверность в прошлом.

Люди умирают для того, чтобы жило человечество. В.Белинский

Ваше настроение После первого прочтения

Афоризмы Истинным поражением является измена принципу, отречение от своих прав и гнусная покорность злу. Д. Неру Смысл жизни имеет лишь жизнь, прожитая ради других. А. Эйнштейн Без пользы жить – безвременная смерть. И.В. Гете

Цели: 1) проанализировать идейно - художественное своеобразие легенды о Данко; 2) развить навыки анализа текста; 3) воспитать в обучающихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, гордости, добру, служению людям;

В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро. Аристотель

«В жизни всегда есть место подвигу»?


Данко - герой произведения Горького «Старуха Изергиль». Это крепкий молодой человек, которому свойственно человеколюбие и самопожертвование во имя благих целей.

Характер у героя мужественный, бесстрашный. Данко не боится собственной погибели, если дело касается здоровья и благополучия людей, которых он любит. Помимо этого он очень милосерден и сострадателен. Данко обладает спортивной внешностью. Он красив, молод и умен. Это человек, который готов взять на себя тяжкое бремя ответственности и повести за собой людей. Герой обладает харизмой, он хороший оратор: именно поэтому люди верят ему и следуют за ним. Будучи представителем древнего племени, Данко чтил традиции своих предков, переживал за судьбу и будущее своих соплеменников.

Он мечтал о том, чтобы подарить свободу всем людям, которых любит. Его жизненная позиция была такова: отдать всего себя во имя спасения и счастливой жизни для других. За такие положительные черты характера люди поверили Данко: ведь даже в тот момент, когда все отвернулись от него, он пожертвовал собой ради их блага. Смысл существования Данко сводился к следующему: «Что я сделал, делаю и буду делать для людей?», «Чем я готов пожертвовать ради людей?»

Совершенный им подвиг возводит Данко в ранг героя. Для этого человека истинное счастье заключается в том, чтобы жить и творить для других. Несмотря на все эти положительные качества, Данко одинок и у него изначально возникает конфликт с толпой. Но он жертвует самым дорогим - жизнью, чтобы освятить путь людям. Грустно становится от того, что народ в большинстве своем принял подвиг Данко как должное. В тот момент, когда обессиленный и умирающий герой падает на землю, народ радуется и веселится. Но даже умирая, Данко ничуть не сожалел о своем поступке. Самопожертвование - это его идеал и жизненный принцип, которому он остался верен до последнего вздоха.

В образе Данко прослеживается революционная борьба, характерная для того периода истории. Загнанные в убогие места люди олицетворяют угнетенный рабочий класс и крестьянство, а Данко - лучик солнца в темном царстве, словно революционер, готов повести народ к победам и счастливому будущему.

Вариант 2

Творческое наследие Максима Горького огромно. В него входит большое количество разноплановых текстов. Особое место занимают ранние романтические рассказы. В частности текст с названием «Старуха Изергиль». Это текст с особой композицией по принципу «Рассказ в рассказе». А именно от лица Изергиль читатель узнает две красивых древних легенды: о Ларре и Данко.

Данко – это самоотверженный человек, которому не жалко отдать самое дорогое – жизнь, в обмен на благополучие и счастье рода людского.

Если рассказать историю Данко вкратце, то она такова: в неком месте обитало людское племя. В один прекрасный момент их выгнали с обжитых земель более сильные. Племя ушло в местность, непригодную для проживания. Стали люди болеть, умирать. Тогда Данко выбрали они своим предводителем, потому что видели в нем мужество и силу духа.

И Данко решился вести племя человеческое через глухой лес. Но, как обычно бывает, Данко старался делать как лучше, а получилось как всегда. Начались волнения в племени людском. Тогда Данко, чтобы спасти племя человеческое вырвал из собственной груди сердце и осветил им путь людям…

Данко Горький одаривает такими эпитетами, как «сильный, веселый, смелый». Поэтому немудрено, что такой человек способен на самопожертвование ради счастья и благополучия других. Получилось так в данной ситуации, что те, кого он вел за собой, спасовали, а именно дорога оказалась для племени слишком сложной. Чтобы не брать ответственность на себя люди обвинили во всех своих неудачах Данко. Они в конце пути своего обнажили звериное начало, а значит, не могли быть преданными своему предводителю, которого сами же и выбрали.

Следующий эпизод лишний раз подчеркивает способность на благое дело ради своего народа. Это когда Данко ощущает в себе силы сделать что-то светлое и радостное для людей. Он жертвует своим сердцем, жизнью ради человечества. Тогда происходит чудо: тьма отходит и это означает, что побеждает доброта, духовная сила над страхами и ничтожеством человека перед стихией.

Да, Данко умер в конце легенды, но голубые искры от его сердца живы. Это говорит о том, что у людей есть надежда на спасение в смутные периоды истории.

Сочинение о Данко

В своем произведении «Старуха Изергиль» Горький рассказывает две легенды, которые услышал он от старой рассказчицы. В этих повествованиях противопоставляются два разных героя. Оба они – люди сильные. Но, один из них действует только ради собственного удовлетворения, а другой же жертвует собственной жизнью ради людей. Это – Данко.

Происходили эти события очень давно. Жило племя людей. Но, однажды пришли на их землю те, кто оказался сильнее, и выгнали они их. Племя ушло в лес к болоту. Там стали они болеть и умирать один за другим, так как от болота исходил ужасный отравляющий смрад.

Люди не знали, что им делать. Пойти назад и отвоевать свою землю у врага они не могли, потому что боялись нарушить завет. А идти вперед через страшный лес в поиске новой земли они боялись. И, чем больше думали они о предстоящих тяготах, тем сильнее становился их страх, и все больше иссякали их силы.

И тут-то и появляется среди них Данко. В глазах его светился огонь и был он смел. Люди решили, что он сможет провести их сквозь лес. Он согласился. Но, путь был труден. И народ стал роптать на него, а после и вовсе пожелал убить.

Совсем недавно эти люди боялись предстоящего пути и не находили в себе сил проделать его. А, идя за Данко, словно стадо овец за пастухом, они и ответственность всю сложили на него. Перед читателем предстает толпа людей безвольных. Трудности пути их настолько утомили, что они и рады бы остаться на месте. И, хоть и согласились они идти сами, обвиняют во всем того, кто вел их. Никто и не думал о том, что потерь нельзя было избежать. А страх и безволие все больше поглощали их, порождая в сердцах неверие и бессилие.

Тут бы и бросить Данко их. Но, он был человеком самоотверженным. Поэтому он, вместо того, чтобы оставить тех, ради которых он тщетно старался, приносит себя в жертву ради их спасения. Он вырывает из своей груди сердце.

Этот момент с особенным восторгом описывает автор. Сердце Данко горело, горело силой, отвагой и любовью к людям. А они, зачарованные таким зрелищем, без особого труда завершают свой путь. Теперь они уже не роптали.

А когда вышел народ из леса, он был так рад этому, что и не заметил даже того, что спаситель их лежал мертвым под их ногами.

С одной стороны, образ Данко – это пример самоотверженности и любви к ближним. Но, как печален конец: наградой для героя стала лишь его гибель. А те, ради кого он пожертвовал собой, не оценили подвига. Они видели лишь конец своего пути: новую землю, чистое небо и свежий воздух. Но не помнили они уже того, как не решались они на этот путь, не помнят уже и того, как хотели убить человека, поведшего их и отдавшего за них свою жизнь.

Сочинение Характеристика и образ Данко

В рассказе «Старуха Изергиль» есть две легенды, но они противоположны друг другу. История Ларры – это история жестокого и бесчувственного, очень злого человека. Но, так как его история рассказана в начале, то общее впечатление от «Старухи Изергиль» определяет именно последняя часть, в которой говорится о Данко.

Данко – это один из людей, которых автор описывает, как «весёлых, сильных и смелых». В тексте упомянуто, что они жили не племенами, а таборами, то есть, скорее всего, это цыгане. Цыгане и в кино, и в литературе давно стали символом свободы и храбрости. Поэтому легко представить, что для этих людей заветы предков были очень важны, и вместо того, чтобы погибнуть, сражаясь за возможность жить на старом месте, они решили, что им нужно новое, не среди тех болот, куда их загнали племена врагов.

И в минуту, когда такой прекрасный народ был охвачен тоской, именно Данко является всех спасти. Старуха Изергиль говорит про него: «Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы». После её слов представляется высокий и статный юноша, цыган, с чёрными, как смоль, волосами и тёмными глазами, в которых и горит тот самый живой огонь, которого не хватало сердцам его народа. Поэтому на его призыв все легко откликаются – за таким лидером действительно хочется идти.

Однако дорога оказалась для них слишком тяжёлой – и, как бывает в жизни, тот, кто не спасает быстро, становится в глазах людей лгуном и предателем. От пережитых тягот те, кто был весёлыми и сильными, слабеют и в своей слабости обвиняют сильнейшего из всех – Данко. Он пытается образумить их словами, но они описываются старухой Изергиль уже как звери – значит, в них нет больше той веры, которая вела их вперёд прежде.

Дальнейшие события уже больше напоминают сказку, чем легенду, но они являются кульминацией того, что человек может сделать для своего народа. Окружённый, но преисполненный любовью и жалостью, Данко задаёт себе вопрос – «Что я сделаю для людей?». Старуха Изергиль говорит, что этот голос был «сильнее грома», то есть даже природа отступила перед силой духа Данко. А потом он вырывает из груди сердце – и тьма окончательно оказывается побеждённой, подчёркивая торжество человеческого разума, человеческой доброты и духовного огня над первобытными страхами и ничтожностью.

В этом отрывке рассказа много повторов – они используются для того, чтобы привлечь внимание к тому, как отличалось путешествие с факелом-сердцем от предыдущего, как заворожены поступком Данко люди, как, в конце концов, невероятно значим этот поступок.

Смерть Данко, описанная в конце, потрясает. Приведя свой народ через такие испытания, совершив невозможное и оказавшись на свободе, он не успевает насладиться чувством долгожданного освобождения и умирает. Это великолепный пример самопожертвования, истинный и горячий, и тут будет более точным сказать – от чистого, горячего сердца. Тем трагичнее то, что какой-то человек растоптал то, что осталось от Данко, превратив его искренний огонь в голубые искры, появляющиеся в степи перед грозой. Но даже и то, что они появляются перед грозой – это ещё одна черта подвига Данко – когда природа наступает, в это опасное время отголоски пламени его сердца словно говорят, что надежда есть всегда, и не нужно бояться грома и молний.

Радищева можно назвать первым писателем в восемнадцатом веке, который попытался разобраться в том, откуда начали появляться социальные противоречия. Будучи представителем дворянства, он был хорошо образован

  • Сочинение по рассказу Дары волхвов О. Генри

    Что не сделаешь ради любви! История одной молодой пары весьма поучительна. У них не было миллионов долларов, но они так любили друг друга, что готовы были отдать самое дорогое ради любимого человека

  • Сочинение Культура поведения рассуждение

    Чтобы стать успешным и уважаемым человеком, недостаточно получить дорогое образование на деньги родителей. Надо ещё быть культурным человеком. Образование ещё не говорит об уровне культуры.

  • Тема любви в произведениях Лермонтова

    Любовь - это вечная тема, ее представление в произведениях М.Ю. Лермонтова Лермонтов является первооткрывателем новой страницы в русской литературе

  • Понравилась статья? Поделитесь ей